Цели
- Формирование ценностно-смысловых установок на воспитание нравственных ценностей у младших школьников через расширение представлений об особенностях морали, как особом виде духовной культуры.
Задачи
- Личностные
- формирование учебно-познавательного интереса к вопросам об особенностях морали
- Метапредметные
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах
- Предметные
- познакомить учащихся с основными понятиями особенностями морали
- уточнить смысл понятий «моральные правила» и «нормы»
- создать целостное представление о том, что все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание
Учебник
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение, 2010.
Формы и виды деятельности
- Беседа
- Устный рассказ на тему с применением слайдов
- Самостоятельная творческая работа
- Рефлексия
- Комментированное чтение
- Работа с иллюстративным материалом
- Подготовка творческой беседы с членами семьи
- Участие в учебном диалоге
Тип урока
- Комбинированный
Оборудование
Компьютер, проектор, тесты, презентация
Основные термины и понятия
Культура, материальная культура, духовная культура, мораль.
Ход урока
1Повторение. Проверка домашнего задания
Назовите моральные нормы, принятые в вашей семье.
Возможные ответы
- Не делай себе кумира
- Почитай отца твоего и мать твою
- Не убивай
- Не кради
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
- Не желай дома ближнего твоего
- Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой
- После еды — скажи «Спасибо»
- Необычный внешний вид или поведение (в области рассматриваемой культуры) могут расцениваться как нарушение норм
2Вопросы к учащимся
- Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали? (Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть, милосердие, щедрость)
- Что такое культура? (Культура — это всё, что создаёт человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности)
- Приведите примеры материальной культуры (материальные ценности) и духовной культуры (правовая культура, обычаи, традиции, мораль)
3Беседа с учащимися. Примерный план
Презентация «Особенности морали»
Чтобы просмотреть презентацию в полноэкранном режиме, кликните на двунаправленную стрелку в правом верхнем углу кадра!
Содержание презентации
Введение в тему урока. Эпиграф урока
В тех краях, где кошельком
Мерят всё на свете,
Правда ходит босиком,
Катит ложь в карете.
Ложь всегда опередит
Истину немножко.
Но не бойтесь: победит
Правда-босоножка.
(С.Я. Маршак)
О чём идёт речь в этом стихотворении?
А также работа с текстом притчи о правде и лжи (см. дополнительные материалы).
Чему учит этоn рассказ?
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Особенности морали
Работа с учебником.
Особенности морали как вида духовно-практической культуры.
Проверка выполненного задания:
- Моральные нормы не имеют документального подтверждения
- Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание
- Главное не осудить другого, а помочь ему стать лучше
Вопрос: Ребята, почему мальчик помогает перейти улицу старушке?
Вывод учителя: Мальчик не ждёт поощрения, а поступает так из собственных побуждений. Ему просто стало жаль бабушку.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите, в человеке?
– Конечно, разум, – первый мне ответил.
– С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
– Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
– Я поклонилась в пояс мудрецу.
– Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил:
Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
– Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил:
– Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!
Как вы думаете, что такое совесть?
Чтобы лучше узнать, что такое совесть, давайте, вслушаемся в слова, которые живут в нём.
Например:
- совет – совесть – это то, что находится внутри нас и даѐт нам советы;
- весть – совесть – это то, что подаѐт нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно;
- сеть – то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки;
- есть – совесть – это то, что есть у всех;
- свет – совесть – это свет внутри нас;
- вес – совесть – это то, что имеет вес (значимость):
- сос (sos) – то, что подаѐт сигнал бедствия;
- вето – то, что накладывает запрет на плохие поступки и т. д.
А сейчас познакомимся с тем, как толкуют это слово ученые:
Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка, с.605).
Совесть — чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Даль В.И. (т.4, с.256)
Нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Способность распознать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру, истине.
Домашнее задание
Приведите примеры неравнодушного поведения в сложных или опасных ситуациях.
4Домашнее задание
Приведите примеры неравнодушного поведения в сложных или опасных ситуациях.
5Дополнительный материал к уроку
В.А.Осеева. «Что легче?»
Рассказ про ложь
Текст рассказа
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.
Идут домой – боятся:
– Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
– А я правду скажу, – говорит третий.– Правду всегда легче сказать, потому что она правда, и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.
– Нет, – говорит, – в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила.
Вопросы:
- Почему первый и второй мальчики не смогли сказать правду?
- Всегда ли легко говорить правду?
- Бывали ли в вашей жизни моменты, когда вы не сразу говорили правду? К чему это привело?
Светлана!Вы молодец и умница!Материалы достойны высочайших отметок!