Цели
- Создание условий для формирования нравственных ценностей, знакомство с понятиями «культура», «мораль».
- Создать условия для формирования готовности и способности обучающихся самостоятельно осваивать культурные ценности, а в идеале — «культурно» решать собственные жизненно важные проблемы.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, этических чувств как регуляторов морального поведения.
- Развитие у учеников потребности совершать хорошие поступки, предотвращать плохие.
Учебник
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение, 2010.
Формы и виды деятельности
- Беседа
- Устный рассказ на тему с применением слайдов
- Самостоятельная творческая работа
- Рефлексия
- Комментированное чтение
- Работа с иллюстративным материалом
- Подготовка творческой беседы с членами семьи
- Участие в учебном диалоге
Оборудование
Компьютер, проектор, тесты, презентация
Основные термины и понятия
Культура, мораль, моральные нормы.
Ход урока
1 Организация деятельности учащихся
Я спешу сказать вам – Здравствуйте,
Чтобы пожелать здоровья доброго,
Я спешу сказать вам – Благости,
Чтобы пожелать счастья нового,
Я спешу сказать вам – Радости,
Чтобы пожелать удач, успехов и везенья.
Чтоб пожелать всем на уроке прекраснейшего настроения!
2 Беседа с учащимися. Примерный план
Презентация «Культура и мораль»
Чтобы просмотреть презентацию в полноэкранном режиме, кликните на двунаправленную стрелку в правом верхнем углу кадра!
Содержание презентации
Тема урока: Культура и мораль
Приветствие
Чтобы пожелать здоровья доброго,
Я спешу сказать вам – Благости,
Чтобы пожелать счастья нового,
Я спешу сказать вам – Радости,
Чтобы пожелать удач, успехов и везенья.
Чтоб пожелать всем на уроке прекраснейшего настроения!
Игрушка и Друг
- Что за игрушку вы видите на слайде?
- Почему её так назвали?
- Если её толкнуть, что произойдёт?
- Погладь её, она подставит другую сторону. Облей её водой, стечёт. Обзови её – она смолчит.
- А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?
- Но ведь в жизни всё по-другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдёт?
- А кто ещё тебя осудит за такое поведение?
- А что, у нас есть какие-то правила в поведении?
Система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей
Если проще, то как называется внешний контроль поведения, если внутренний контроль называется «совесть», а государственный контроль называется «право»?
Мораль. Именно так и звучит первая часть темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия «мораль», «культура», и как они связаны друг с другом.
МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ — различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро и зло, справедливость и несправедливость.
Эти нормы помогают понимать, что можно делать, что нельзя.
Мораль и ложь
Одна из самых распространённых норм гласит: не лги. Однако, она чаще всего нарушается. Если ложь не связана с нарушением закона, например, лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут — не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит.
Зато наступит другая ответственность – моральная. Недаром говорят: «сколько верёвочке не виться, а конец всё равно будет». Ложь рано или поздно выходит наружу!
Ещё говорят: единожды солгав — кто тебе поверит? Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, т.к. с репутацией лгуна жить несладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают.
Ябедничество стоит рядом с ложью, и тоже осуждается морально.
Мораль и зависть
Другая моральная норма гласит: не завидуй. Люди с давних пор не любят завистников. Один очень известный философ Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шефствуют ненависть, предательство и интриги».
Кто же таких людей будет уважать?
Отсюда и моральная ответственность, поскольку завистник не умеет скрывать своих чувств, они у него на лице, на языке, и в делах. С такими людьми тяжело иметь дело, и от этого завистники многое теряют в главном — в общении, в отношениях с людьми.
А.С.Пушкин написал прекрасное произведение «Моцарт и Сальери», в нём показано, как в одном человеке может ужиться гений и злодей: Сальери убивает Моцарта из-за безумной страсти — зависти к его таланту.
Мораль и жадность
Ещё одно моральное правило – «не жадничай». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи, когда из-за жадности предавали товарищей, общее дело, и даже близких.
И за жадность не наказывают по закону, потому что таких законов нет. Но жадность один из великих источников преступлений, из-за неё крадут, подделывают документы, деньги, обманывают продавцов и покупателей, и даже убивают.
Жадность можно сравнить с болезнью от которой не так-то легко вылечиться, именно поэтому жадных людей и не любят, это отразилось и в народных пословицах:
- Жаден как волк, а труслив как заяц
- Жадное брюхо, ест по ухо
- Жадный сам себе, покоя не даёт
Мораль
«Золотое правило» морали
Во всех религиях есть это «золотое правило»
Христианство
Возлюби ближнего своего, как самого себя
Ислам
Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах
Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя
Буддизм
Человек может выразить своё отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову
Какие составляющие морали вы можете назвать?
(Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали?)
- доброта
- сострадание
- ответственность
- бескорыстность
- человечность
- любовь
- великодушие
- терпимость
- совесть
- милосердие
- щедрость
А сейчас, я предлагаю вам выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество.
Культура
Мораль является элементом культуры. А что такое культура?
- «Культура» в переводе с латинского означает возделывание, взращивание.
- Культура — это всё, что создаёт человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.
- КУЛЬТУРА — характеристика определённой исторической эпохи.
Культура — это возделывание души человека…
Цицерон
Как вы понимаете это высказывание?
ВЫВОД: Таким образом, мы с вами сегодня выяснили, что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по-настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека
Размышление
В коробке находятся предметы:
- матрёшка,
- авторучка,
- книга,
- апельсин,
- зонт,
- диск,
- ложка и др.
С точки зрения понятий «культура» и «мораль» объясните, как могут вам пригодиться эти предметы?
Подводим итоги
Этика — наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле
Культура — это всё что создаёт человек:
- Материальная культура — материальные ценности
- Духовная культура — правовая культура, обычаи, традиции, мораль
Мораль — это привычки, обычаи, правила поведения
Сегодня на уроке:
- Я узнал, что…
- Мне понравилось…
- Докажите, что вы сегодня учились, а не просто присутствовали на уроке…
Домашнее задание
Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье.
3 Работа с учебником
Примерный план беседы:
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике (стр. 8-9). Элементы каких национальных культур на них представлены?
- Приведите примеры материальной и духовной культуры.
- Объясните, почему возникла мораль.
4 Домашнее задание
Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье
5 Занимательный материал к уроку
1. А. Маркуша. Тихая Зоя
Текст рассказа
В четвёртом классе «А» завелась такая ехидная девчонка – Зоя Шаламова. Стоило учительнице открыть дверь, Зоя поднимала руку.
– Что у тебя, Зоя? – терпеливо спрашивала учительница.
– Сегодня Володя Петухов и Гуляев Витя кидались в нас бумажными шариками, а Семенков Женя говорил нехорошие слова…
– Садись, – отвечала учительница, – мы потом поговорим об этом.
Но стоило учительнице снова появиться в классе, как все начиналось сначала.
– Можно сказать? – вежливо спрашивала Зоя и, получив разрешение, докладывала:
– Володя Петухов написал на стенке, а Гуляев Витя показал язык Семенкову Жене…
– Садись, – говорила учительница и тяжело вздыхала. – Мы потом поговорим об этом.
Надо заметить, учительница была умная и никогда не пыталась выяснять у Зои, кто, где, как и почему напроказил. И все равно Зоя не унималась.
Вызывали в школу мать Зои. Но та, к сожалению, не поняла, в чем же виновата её дочь, она даже возмутилась:
– Наша Зоенька всегда говорит правду! Я её так с самого детства приучила. Значит, ваши мальчишки действительно кидаются бумажными шариками, говорят нехорошие слова, и пишут на стенках, и показывают друг другу язык. Вот их родителей и вызывайте!
Никто не знал, что делать с Зоей Шаламовой, как «привести её в чувство», даже учительница не знала. А вот ребята нашли выход.
Точно не помню, как это случилось, но случилось: Зоя перевернула чернильницу, да так неловко, что у Гуляева Вити вся спина стала фиолетовой. И тогда Семенков Женя сказал:
– После уроков пойдёшь к Витькиной матери и скажешь, что это ты вылила на него чернила.
– Но я же не нарочно.
– Все равно, пойдёшь и скажешь, что вылила ты. Если хочешь, можешь объяснить, что не нарочно.
Зоя не пошла.
И тогда все мальчишки четвёртого класса «А» отправились следом за Зоей. А потом, когда вредная Зоя скрылась за своей дверью, они по одному звонили в звонок и каждый объяснял маме Шаламовой, что её дочка Зоя вылила чернила на спину Гуляеву Вите. После двенадцатого объяснения мама Шаламовой закричала страшным голосом:
– Ну, вылила, вылила, вылила! Девочка плачет, чего вы ещё хотите?
– Мы хотим, – сказал Семенков Женя, – чтобы она пошла к Витькиной матери и сама на себя нажаловалась. А если не пойдёт, – пообещал Женя, – мы и завтра, и послезавтра, и всегда будем приходить к вам и рассказывать… Пока Зойка сама на себя не нажалуется…
Больше при появлении учительницы Зоя не поднимала руки и не лезла ябедничать.
Вылечилась раз и навсегда.
Вопрос:
- Как Зоя вылечилась от ябедничества?
2. Старый дед и внучек
Текст басни
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.
Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят: сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает.
Отец и спросил:
– Что ты это делаешь, Миша?
А Миша и отвечает:
– Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Вопросы:
- Назовите главных героев
- Какие взаимоотношения должны быть между старшими и младшими членами семьи?
- Что заставило мужа и жену задуматься над своим поступком?
Мыть руки, не кричать, хорошо учиться, много работать, помогать старшим.
Уважаемые авторы! Когда от вас ожидать новых уроков и презентаций по Светской этике? 🙂
Андрей, в самое ближайшее время все уроки будут представлены на сайте. Уже сейчас доступны уроки 1-5 со всеми материалами для скачивания.
Светлана!У Вас удивительные презентации!Они Супер!Вы давно ведёте этот курс?Я три года,и мне до Вас очень далеко!Вы умница,мои большие благодарности для Вас!