Изложение представляет собой упражнение, которое во многом опирается на механизм подражания, на языковую интонацию учащихся. Однако с помощью одной лишь интуиции не удаётся решить проблему восприятия и воспроизведения авторской речи. Традиционно сложившаяся методика проведения изложений недостаточно способствует формированию необходимых речевых умений и навыков. В ней упор делается на обучение восприятию содержания текста, а не на анализ и воспроизведение его языковой формы. Вследствие этого учащиеся обычно значительно сокращают объём текста. Это ведёт к обеднению содержания высказывания, упрощению его языковой формы, потере характерных для данного стиля средств языка.
Для того чтобы изложение способствовало развитию связной речи детей, текст, предлагаемый для письменного пересказа, должен отвечать ряду требований.
Во-первых, сам текст и организация работы с ним должны отвечать потребностям ребёнка, быть интересны ему, способствовать формированию духовного мира ученика.
Во-вторых, текст должен быть доступен по содержанию и форме младшему школьнику, но при этом, должен предоставлять возможности для речевого роста детей. Выполнение этого условия позволяет показать учащимся, что структура текста, его композиция зависят от коммуникативной задачи, что языковые особенности текста определяются типом и стилем речи.
В-третьих, изложение только в том случае способствует речевому развитию учащихся, если текст будет запоминаться и воспроизводиться не механически, а достаточно осознанно, с опорой на определённую модель текста.
В-четвёртых, с помощью изложений можно учить школьников стилистически определённой речи, что возможно в том случае, когда проводится не только содержательно-композиционный анализ, но и анализ речевой формы.
В-пятых, исходя из «Программы средней общеобразовательной школы» можно выдвинуть ещё одно требование: так как «пересказ и изложение текстов подготавливают детей к самостоятельному изложению результатов наблюдений, обобщению прочитанного», то «желательно выбирать тексты, по тематике и структуре близкие к будущим детским сочинениям».
Говоря о целесообразности проведения изложений при подготовке к сочинениям, необходимо отметить, что только такое изложение помогает детям овладеть умениями писать сочинение, тема, основная мысль, тип и стиль речи, структура которого близки к будущему сочинению. Как показывают наблюдения, такая взаимосвязь в обучении младших школьников основным видам самостоятельных работ по развитию речи — изложениям и сочинениям — позволяет осуществить перенос знаний о тексте и коммуникативно-речевых умений с одного вида связанной речи на другой.
Основные виды уроков-изложений
Есть два варианта проведения изложений на основе картин: первый является традиционным, второй построен в соответствии с теорией речевой деятельности и предлагает работу по прогнозированию речевого высказывания.