По своим целям, характеру, способам диктанты отличаются большим разнообразием, что позволяет использовать их для развития речи учащихся. Если содержание диктанта связано с жизнью и творчеством художников, с картинами, особое внимание может уделяться таким видам как творческий, свободный, выборочный, графический, словарный. Эти упражнения могут способствовать развитию у учащихся умения видеть и понимать картины, вызывать интерес к их создателям и изобразительному искусству в целом.
Выборочный диктант — это такой вид упражнений, когда из предложенного текста учащиеся выписывают лишь отдельные языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) в соответствии с определённой орфографической, грамматической или речевой задачей.
Данный вид диктанта требует от учащихся осознанного отношения к воспринимаемому тексту, достаточно высокого уровня развития таких мыслительных операций, как анализ, сравнение и классификация. Этот диктант способствует лучшему усвоению изучаемого материала, экономит время и может быть бóльшим по объёму, чем обычный, поскольку анализируется и записывается не весь текст; он позволяет соединить орфографическую и грамматическую работу с речевой, использовать в тексте более сложные речевые конструкции.
Свободный диктант представляет собой вид упражнения, сочетающий в себе черты и диктанта, и изложения. При записи диктуемого текста учащиеся имеют право на некоторое его изменение. Текст диктуется, как правило, не по предложениям, а по абзацам или группе предложений. Учащиеся могут, соблюдая тему и основную мысль речевого высказывания, свободно выбирать слова и определять их порядок в предложении, заменять одни слова другими, изменять количество предложений.
Достоинством данного вида работы является направленность на обогащение словаря детей, на развитие умения пользоваться различными средствами для выражения одной и той же мысли. Но у этого диктанта есть и недостаток: учащиеся могут избегать написания орфографически трудных слов.
Творческий диктант может иметь два варианта: с изменением и дополнением текста. Первый вариант предлагает замену одних слов, словосочетаний или предложений другими в соответствии с заданием. Второй вариант предполагает вставку в исходный текст отдельных слов, словосочетаний, начала или конца.
Творческий диктант по картине занимает особое место, поскольку способствует формированию не только орфографических, но и коммуникативно-речевых умений, являясь подготовительным видом упражнений для написания сочинений.
Словарный диктант представляет собой запись учащимися отдельных слов, диктуемых учителем. Как правило, это слова с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами. Достоинством этих диктантов является то, что их написание занимает мало времени, способствует включению изучаемых слов в активный словарь детей. Словарные диктанты позволяют усваивать лексику, помогающую младшим школьникам проводить анализ картины, писать сочинения.
Существует несколько вариантов проведения словарных диктантов
1Учитель диктует отдельные слова. Ученики их записывают. Затем идёт проверка написанного с помощью словаря, орфографического проговаривания, сравнения записи в тетради с записью на доске.
2Учитель показывает детям карточки со словарными словами, в которых закрыта или пропущена непроверяемая орфограмма.
3Учитель показывает детям рисунки с изображениями предметов, дети записывают их названия. Такой диктант с помощью карточек носит название «Немого диктанта».
4Учитель читает слово, учащиеся с помощью карточек, на которых написаны буквы, показывают, какой вариант написания они выбрали. Такая работа с сигнальными карточками несёт также название устного диктанта.
5Учитель диктует развёрнутое определение, учащиеся записывают одно слово, обозначающее данное понятие:
- Произведение живописи (Картина)
- Изображение человека на картине (Портрет)
- Портрет художника, выполненный им самим (Автопортрет)
- Коллективное посещение музея с познавательной целью (Экскурсия)
- Очень красивый, очень хороший (Прекрасный)
- Создание художественных образов с помощью красок (Живопись)
- Область искусства, ограниченная определённым кругом тем (Жанр)
- Рисунок к тексту, поясняющий его (Иллюстрация)
- Краски, разводимые водой (Акварель)
- Морской пейзаж (Марина)
- Человек, который пишет картины (Художник)
- Набросок к будущей картине, неоконченный рисунок (Эскиз)
- Рисунок, выполненный с натуры (Этюд)
- Картина с изображением предметов — цветов, утвари, снеди (Натюрморт)
- Картина с изображением природы (Пейзаж)
- Размеры (длина и высота) произведения искусства (Формат)
Этот вид упражнений помогает не только формировать орфографический навык, но способствует развитию речи и мышления младших школьников.
Данный вид упражнений может стать и дидактической игрой, как командной, так и индивидуальной («Кто быстрее найдёт на карточке слова к данным определениям?»).
Такие слова как «картина», «портрет», «экскурсия», «прекрасный» входят в число слов с непроверяемыми согласными и труднопроизносимыми написаниями, изучаемыми в начальных классах. Написание других слов учащиеся должны усвоить для того, чтобы осознанно использовать их в будущих сочинениях.