Постановка цели
Грамотное начало — половина успеха. Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать малыша, причём не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что самое хорошее изложение:
обязательно прочитают в классе;
повесят на стенд как образец;
пошлют в газету, журнал;
вклеют в классный журнал «Наше творчество»;
поставят лишнюю пятёрку в журнал;
наклеют на обложку тетради красивую наклейку;
дадут шоколадную медальку;
прочтут на методобъединении (и похвалят не только ребёнка, но и класс, и учителя);
покажут как образец малышам, параллельному классу или ученикам старших классов;
покажут завучу, директору;
прочтут на родительском собрании.Уважаемые учителя, поймите, что работать (а для ученика учёба — это серьёзная работа) только ради того, что потом, лет через десять, это поможет поступить в институт, способны далеко не все дети. Дайте малышу возможность как можно скорее получить признание и удовольствие за свой нелёгкий труд.С.А.Есенина
Чтение текста с учителем
Перед чтением обязательно предупредите детей, что после прочтения будут вопросы по тексту, и вы посмотрите, кто из детей лучше и полнее на них ответит (варианты):
мальчики или девочки;
первый, второй или третий ряд;
личное первенство.Примерные вопросы даны после каждого текста. Но в зависимости от уровня каждого класса учитель может менять их, предлагать свои.
Беседа. Вопросы по тексту
Обязательно хвалите учеников за наиболее полные и яркие ответы. Поощряйте творческое отношение к работе.
Чтение текста учениками
Лучше поручить это ученику, который читает хорошо. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.
Составление заголовка (Не только тема, но и главная мысль)
К каждому тексту уже дан примерный заголовок. Но в классе надо обязательно обсудить и записать другие возможные варианты заголовков.
Разделение текста на абзацы
Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Записывается план. Причём пункты плана могут быть у детей разные. Главное, чтобы заголовок абзаца отражал главную мысль.
Во многих сегодняшних методических пособиях рекомендуется составлять план не коллективно, а индивидуально. Прочёл ребёнок текст — сам разбил на абзацы, сам план составил. В моей практике таких детей было — дай бог 1-2 человека на класс. Может быть, вам больше повезло. Всё-таки, на мой взгляд, в таких случаях лучше действовать по старинке. Мы же учим детей, а не проверяем академиков.
Орфографическая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи)
После каждого текста дана орфографическая подготовка к каждому диктанту. Но часто бывает так, что в классе есть «любимые» слова (слова, в которых именно этот класс делает ошибки). Проработайте их тоже.
Лексическая подготовка
Это подбор синонимов, антонимов, перифраз, а так же нахождение точного значения слова. Что такое перифраз? Привожу пример. В изложении имеется предложение: «Кошка хочет есть». Ученикам надо то же самое сказать по-другому. Например:
Кошка проголодалась.
Хочет кошка поесть.
Захотелось Мурке полакомиться колбаской.Устный рассказ 2-3 человек
Пересказ изложения 2-3 учениками. Лучше делать это по пунктам плана. Текст пересказывается в сильных классах 1 раз, в более слабых — 2 раза.
Переписывание своего плана
Для желающих. Дети записывают свой план, а потом сравнивают его с вариантом на доске.
Повторное чтение текста учителем
Теперь — полное внимание. Даётся возможность в последний раз услышать текст. Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.
Составление черновика
С черновиком лучше работать в двух случаях: если на изложении вы отвели 2 урока, или — если это контрольное изложение.
Самопроверка
Если составлен черновик, ученик должен прочитать текст. Ответить на вопрос: ясно ли он передал мысль? Нет ли повторов, одинаковых слов, оборотов речи? Все ли слова он употребил удачно? Проверить орфографию, пунктуацию.
Чистовик
Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком.
Самопроверка
Ученик должен прочитать текст. Ответить на вопрос: ясно ли он передал мысль? Нет ли повторов, одинаковых слов, оборотов речи? Все ли слова он употребил удачно? Проверить орфографию, пунктуацию.