№ урока | Тема урока | Формируемые знания и умения | |
---|---|---|---|
Этап 1 Повторение знаний о признаках текста |
|||
1 | Подробное изложение | Умение отличать текст от группы предложений. | |
2 | Редактирование текста | Умение определить тему и главную мысль текста и раскрывать их при подробной передаче содержания. | |
Этап 2 Отработка умений, связанных со структурой текста |
|||
3 | Свободный диктант | Умение выделять части в тексте. Умение точно употреблять слова в речи. | |
4 | Подробное изложение с творческими дополнениями (текст даётся без выделения частей) | Умение делить текст на части, составлять план. Умение формулировать вводную и заключительную части. | |
5 | Сочинение на основе личного опыта «Лучший день лета» | Умение определять и раскрывать тему и основную мысль сочинения. Умение выделять части в своём сочинении. | |
6 | Анализ сочинений и редактирование теста | Умение вносить дополнения и исправления в содержание текста. | |
7 | Сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку» | Умение собирать материал к сочинению путём наблюдений. Умение намечать подтемы текста. Умение использовать прилагательные, обозначающие цвет. | |
8 | Анализ и редактирование текста сочинения | Умение совершенствовать построение сочинения. Умение строить части текста. | |
9 | Подробное изложение. Наблюдение над композицией повествовательного текста | Умение составлять план в соответствии с композицией текста. Умение определять тему и основную мысль текста. | |
10 | Подробное изложение по изменённому плану (идея текста близка к идее предыдущего текста) | Умение различать тему и идею текста. Умение излагать содержание в заданной последовательности. Умение составлять план текста. | |
11 | Подробное изложение деформированного текста (изменён порядок частей) | Умение устанавливать и соблюдать последовательность изложения. Умение использовать слова для связи частей текста. | |
Этап 3 Работа с деловым стилем речи. Сравнение делового и художественного стилей речи |
|||
12 | Сочинение на основе личного опыта. Деловое описание трудового процесса «Как сделать карточки для первоклассников» | Умение использовать языковые средства в соответствии со стилем речи. Умение последовательно излагать содержание. | |
13 | Сочинение на основе личного опыта. Эмоционально-образное описание трудового процесса «Как мы убирали класс» | Умение определять цель своего высказывания и подчинять ей текст. Умение планировать свой текст и писать в соответствии с планом. | |
Этап 4 Отработка ведущих умений. Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для полного и точного раскрытия темы и основной мысли изложения и сочинения |
|||
14 | Выборочное изложение по диафильму | Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения. Умение находить слова, передающие отношение автора к описываемому. | |
15 | Сжатое изложение | Умение отбирать из текста существенное для раскрытия темы и основной мысли. Умение пользоваться различными способами сокращения текста. | |
16 | Редактирование текста изложения | Умение вносить пропущенное и устранять второстепенное при редактировании текста. Умение сохранять связанность при сокращении текста. | |
17 | Сочинение на основе личного опыта «Как мы украшали ёлку» | Умение отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью текста. Умение определять и раскрывать основную мысль в своём тексте. | |
18 | Сжатое изложение текста воспринятого на слух | Умение сокращать текст. | |
19 | Редактирование текста изложения | Умение находить и исправлять ошибки в сжатом изложении. | |
Этап 5 Работа с текстом типа описания |
|||
20 | Свободный диктант | Умение использовать описание в повествовательном тексте. Умение точно употреблять слова в речи. | |
21 | Подробное изложение деформированного текста (изменён порядок предложений). Наблюдение над композицией описания | Умение группировать предложения по темам, составлять план. Умение устанавливать связи между предложениями текста. | |
22 | Сочинение по наблюдениям «Наша кошка» (собака) | Умение строить описание животного. Умение использовать речевые средства для точной передачи наблюдений и собственного отношения к описываемому. | |
23 | Редактирование текста сочинения | Умение оценить точность и выразительность описаний. Умение исправить случаи неточного употребления слов. | |
24 | Сочинение по наблюдениям и другим источникам. Описание растения в деловом стиле | Умение строить описание в деловом стиле. Умение использовать речевые средства в соответствии со стилем. | |
25 | Сочинение по личному опыту и наблюдениям о своей маме | Умение определять и раскрывать основную мысль в сочинении. Умение использовать речевые средства для раскрытия основной мысли. | |
26 | Редактирование текста сочинения | Умение определять в тексте основную мысль и средства её выражения. | |
27 | Сочинение по картине | Умение описывать содержание картины, раскрывая замысел художника и своё отношение. | |
Этап 6 Работа с текстом типа рассуждения |
|||
28 | Подробное изложение по тексту типа рассуждения | Умение строить рассуждения. Умение использовать слова для связи предложений в рассуждении. | |
29 | Сочинение по литературному источнику «Мой любимый герой» | Умение планировать текст-рассуждение. Умение строить доказательство. | |
30 | Редактирование текста сочинения | Умение находить и использовать недочёты в построении рассуждения. | |
31 | Сочинение по наблюдениям «Вот весна пришла!» | Умение составлять план наблюдений и план сочинения. Умение отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения. | |
32 | Редактирование текста сочинения | Умение раскрывать основную мысль сочинения. Умение использовать речевые средства для эмоционального описания наблюдений. | |
33 | Итоговое изложение | Умение самостоятельно готовиться к изложению. Умение проверять изложение. | |
34 | Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни» | Умение самостоятельно определять тему и основную мысль своего сочинения и раскрывать их в тексте. |