Цели
- Образовательная — начать формирование представления понятий «добродетель» и «порок» как категорий светской этики
- Закрепляющая — определить, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными
- Развивающая — установить взаимосвязь между добродетелью и добром, пороком и злом
- Воспитательная — помочь учащимся в определении первых шагов к добродетельному поведению
Задачи
- Личностные
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
- Метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы
- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
- Предметные
- создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни
- уточнить смысл понятий «добродетель» и «порок»
Учебник
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение, 2010.
Формы и виды деятельности
- Беседа
- Комментированное чтение
- Устный рассказ на тему с применением слайдов
- Самостоятельная работа с источником
Оборудование
Компьютер, проектор, тесты, презентация
Основные термины и понятия
Добродетель, порок, добродетельный человек.
Ход урока
1 Организационный момент
Что пожалел – потерял безвозвратно,
Всё не твоё, всё пришло ниоткуда.
Всё, что отдал – приобрёл многократно,
В этом и тайна, в этом и чудо.
2Беседа с учащимися. Примерный план
Презентация «Добродетель и порок», часть 1
Чтобы просмотреть презентацию в полноэкранном режиме, кликните на двунаправленную стрелку в правом верхнем углу кадра!
Содержание презентации
Тема урока: Добродетель и порок
Организация деятельности учащихся
Создание психологической комфортности на уроке. ( Дети стоят в кругу)
Что пожалел – потерял безвозвратно,
Всё не твоё, всё пришло ниоткуда.
Всё, что отдал – приобрёл многократно,
В этом и тайна, в этом и чудо.
Вопрос: Ребята, а вам хочется делиться друг с другом в школе на занятиях?
Вопрос: Что вы можете отдать другим?
Как здорово, что отдавая кусочек своей души, мы приобретаем во много раз больше. В этом действительно есть непостижимая тайна.
Давайте возьмёмся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи.
Присаживайтесь на свои места.
Повторение пройденного материала
Вопрос: С какими понятиями вы познакомились на прошлом уроке?
- Мы познакомились с понятиями «добро» и «зло»
Вопрос: Как менялись представления о добре и зле в ходе истории?
Вопрос: Как вы понимаете смысл выражений «добро пожаловать», «будьте добры», «до добра не доведёт», «в добрый час», «добро должно быть с кулаками»?
Беседа с учащимися
Сегодня на уроке мы поговорим с вами на очень важную и интересную тему. Попробуйте сами отгадать, о чём пойдёт речь на уроке.
Вопрос: Как можно назвать положительную сторону человека? (Варианты высказываний детей фиксируются на доске)
Вопрос: А как отрицательную? (Варианты высказываний детей фиксируются на доске)
Теперь давайте откроем учебники на с.16 и посмотрим тему нашего урока: «Добродетель и порок» (учитель сравнивает с теми вариантами, которые предложили учащиеся).
Изучение нового материала
Перед учениками ставятся познавательные задачи.
Обсудите в группах:
- Что такое «добродетель»?
- Что такое «порок»?
- Какого человека можно считать добродетельным?
- А какого порочным?
Выслушав высказывания учащихся, предлагаем их проверить, прочитав текст на с. 16-17. По итогам обсуждения заполняется таблица:
Добродетель – это… | Порок – это … |
Качества человека, определяющие добродетель:
|
Недостатки человека, являющиеся пороками:
|
Учитель демонстрирует картинки, на которых изображены сказочные персонажи, и предлагает учащимся в группах обсудить какие их качества можно назвать добродетельными, а какие порочными.
Учитель демонстрирует картинки, на которых изображены сказочные персонажи, и предлагает учащимся в группах обсудить какие их качества можно назвать добродетельными, а какие порочными.
Добродетель — это внутренняя установка творить добро; это готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру.
В отличие от морали, норм, принципов и этики, которые определяются и задаются обществом, в котором человек живёт, добродетель — это внутренняя потребность самого человека, его нравственная сущность.
С раннего детства ребёнок наблюдает за поступками других людей, берёт с них пример, сам совершает какие-то поступки. Иногда ошибается, и поступает плохо, порочно. Постепенно, путём проб и ошибок, путём оценок со стороны окружающих его людей, сравнивая свои поступки с действиями других, человек учится жить в обществе. Он учится быть добродетельным, приобретает добродетельные качества личности.
Гораций
Первым шагом к добродетельному поведению является признание ценности других людей.
Чулпан Хаматова
В 2006 году Чулпан Хаматова вместе с Диной Корзун учредила фонд «Подари жизнь» — в помощь детям, больным лейкозом. Во многом благодаря её усилиям — постоянным благотворительным акциям и рассказам о страдающих детях — безвозмездная помощь стала в России модной. Даже в букетах цветов от зрителей она находит конверты с деньгами с надписью «детям».
Герман Пятов
Наш современник, врач-микрохирург, создал команду, которую объединяет общее дело — помощь сиротам. Эта помощь — дело добровольное. Команду назвали МУРЗИКИ. Команда поддерживает детей в 39 сиротских учреждениях Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Смоленской, Калужской, Тверской областей. У членов команды есть свои правила:
- не навреди;
- не жди благодарности;
- будь скромнее.
Герман Пятов, президент Благотворительного фонда «Мурландия»:
Это удел сильных людей — заниматься благотворительностью. Когда поднимаешься на крупную вершину, впереди идут люди, которые сильнее, и тянут за собой остальных. Сильный должен протянуть слабому руку и помочь ему подняться.
Юрий Гагарин
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восход» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.
Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость.
Лев Яшин
Лев Яшин — лучший вратарь в истории мирового футбол.
У российского голкипера было прозвище — «Чёрная Пантера». Яшин и в самом деле умел совершать дальние, поистине «кошачьи» прыжки за мячом и с «кошачьей» же точностью захватывать свою добычу в любом углу ворот.
За свою спортивную карьеру Лев Яшин сыграл 812 матчей и в 207 из них оставил свои ворота «сухими».
В апреле далёкого 1966 года звено советских лётчиков, служивших в Германии, получило приказ перегнать самолёты, прибывшие в воинскую часть, на другой аэродром. С утра лётчики ждали приказа на вылет, но чёрные тучи затянули небо над аэродромом. Только в 15-00 звено самолётов смогло подняться в воздух и, пробив облачность, достичь заданной высоты. Самолёты выровнялись, легли на курс. Через полчаса перегоняемые самолёты должны были сесть на другой аэродром, а лётчики вернуться домой. И вдруг самолёт ведущего, пилотируемый Борисом Капустиным, резко начал терять скорость. Командир корабля Капустин приказал штурману Янову покинуть самолёт. Но Юрий Янов ответил:
— Борис Владиславович, я с вами.
В этом решении и состояло мужество Янова. Его ответ был ещё и поддержкой своему товарищу.
Лётчики прекрасно понимали: если бросить управление самолётом, то от взрыва на земле десятков тонн горючего, которым была заправлена машина, погибнет множество людей. Огромными физическими усилиями лётчик уводил за город неуправляемый самолёт от столкновения с многоэтажными зданиями. Вдали показались река Хафель и озеро Штессензее. Самолёт на огромной скорости врезался в воду. Герои-лётчики погибли, оставив потомкам пример мужества и самопожертвования ради жизни других людей.
«Огромное небо», песня в исполнении Эдиты Пьехи.
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, используя карточки.
3Закрепление нового материала
Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. Таким образцом для подражания могут быть родители, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи (богатыри, мушкетёры и рыцари). Стараясь быть похожим на эти моральные образцы, человек учится быть добродетельным.
Работа с учебником
Прочитайте абзац, начинающийся с вопроса (7-й абзац). Расскажите, как происходит моральное развитие человека. Приведите пример того, в чём проявляется очередной шаг морального развития человека (на своем примере или примере других людей).
Прочитайте следующий абзац. Что является главным на пути морального совершенствования? Приведите примеры принятия или непринятия интересов других людей. Объясните, с чем вы согласны, а с чем не согласны в изложенной ситуации.
Прочитайте последний абзац текста. Как вы считаете, можно ли стать полностью добродетельным? Встречали ли вы таких людей в жизни? Нужно ли стремиться стать полностью добродетельным? Расскажите о человеке, про которого можно сказать: «Вот настоящий человек, на которого можно положиться».
4Итог урока
- Что нового вы узнали?
- Что было полезно?
- Создайте памятку «Что нужно делать, чтобы стать добродетельным?»
Моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни, в тесном и постоянном общении и взаимодействии с другими людьми. С раннего детства человек наблюдает за поступками других людей, берёт с них пример, сам делает что-то для других. Иногда люди ошибаются и поступают плохо, порочно. Постепенно, путём проб и ошибок, путём оценок со стороны окружающих его людей, сравнивая свои поступки с действиями других, человек научается жить в обществе. И он учится быть добродетельным, приобретает добродетельные качества личности.
Самым главным на этом пути, началом морального совершенствования, первым шагом на пути к добродетельному поведению является признание ценности других людей. В своих поступках человек не может ориентироваться только на свои интересы и убеждения, он должен уважать интересы и убеждения других людей. Только таким путём человек может добиться морального совершенствования и стать добродетельным.
Путь добродетели труден и долог. Многим кажется, что проще жить так, как хочется только ему. Но тогда такой человек должен быть готов к тому, что окружающие его люди не захотят общаться с ним, не захотят с ним дружить. И не надо бояться, что ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным. Если ты будешь стремиться к этому, приложишь старания, будешь стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения, то рано или поздно люди скажут о тебе: «Вот настоящий человек, на которого можно положиться». А это и есть высшая оценка добродетельного человека.
5Домашнее задание
- Назовите добродетельные качества и порочные поступки, которыми обладают героини из сказки «Двенадцать месяцев».
- Как в этой сказке награждается добродетель и наказывается порок?
6Занимательный материал к уроку
1. Кто есть кто?
Раскрась картинки
Вопрос:
- Вспомни, как зовут этих сказочных героев. Укажи, какими добродетелями и пороками они обладают. Раскрась понравившиеся картинки.
2. Огромное небо
Текст
В апреле далёкого 1966 года звено советских лётчиков, служивших в Германии, получило приказ перегнать самолёты, прибывшие в воинскую часть, на другой аэродром. С утра лётчики ждали приказа на вылет, но чёрные тучи затянули небо над аэродромом. Только в 15-00 звено самолётов смогло подняться в воздух и, пробив облачность, достичь заданной высоты. Самолёты выровнялись, легли на курс. Через полчаса перегоняемые самолёты должны были сесть на другой аэродром, а лётчики вернуться домой. И вдруг самолёт ведущего, пилотируемый Борисом Капустиным, резко начал терять скорость. Командир корабля Капустин приказал штурману Янову покинуть самолёт. Но Юрий Янов ответил:
— Борис Владиславович, я с вами.
В этом решении и состояло мужество Янова. Его ответ был ещё и поддержкой своему товарищу.
Лётчики прекрасно понимали: если бросить управление самолётом, то от взрыва на земле десятков тонн горючего, которым была заправлена машина, погибнет множество людей. Огромными физическими усилиями лётчик уводил за город неуправляемый самолёт от столкновения с многоэтажными зданиями. Вдали показались река Хафель и озеро Штессензее. Самолёт на огромной скорости врезался в воду. Герои-лётчики погибли, оставив потомкам пример мужества и самопожертвования ради жизни других людей.
Огромное небо
Р. Рождественский
Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя,
В одной эскадрилье служили друзья,
И было на службе и в сердце у них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо одно на двоих.
Летали, дружили в небесной дали,
Рукою до звёзд дотянуться могли,
Беда подступила, как слёзы к глазам,
Однажды в полёте, однажды в полёте,
Однажды в полёте мотор отказал.
И надо бы прыгать, не вышел полёт,
Но рухнет на город пустой самолёт,
Пройдёт, не оставив живого следа,
И тысячи жизней, и тысячи жизней,
И тысячи жизней прервутся тогда.
Мелькают кварталы и прыгать нельзя,
Дотянем до леса — решили друзья,
Подальше от города смерть унесём,
Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,
Пускай мы погибнем, но город спасём.
Стрела самолёта рванулась с небес,
И вздрогнул от взрыва берёзовый лес…
Не скоро поляны травой зарастут,
А город подумал, а город подумал,
А город подумал — ученья идут.
В могиле лежат посреди тишины
Отличные парни отличной страны,
Светло и торжественно смотрит на них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо одно на двоих.