Цели
- Образовательная — продолжить формирование представлений о добре и зле как категориях светской этики
- Закрепляющая — закрепить понятия о добре и зле как нравственных категориях; научить различать проявления добра и зла в повседневной человеческой жизни; дать знания о том, как менялись представления о добре и зле в ходе истории
- Развивающая — развитие умения анализировать, активно осмысливать информацию
- Воспитательная — воспитывать стремление к добру и неприятие зла как сознательную жизненную позицию.
Метод
Технология развития критического мышления
Учебник
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение, 2010.
Формы и виды деятельности
- Беседа
- Комментированное чтение
- Устный рассказ на тему с применением слайдов
- Самостоятельная работа с источником
- Подготовка творческой беседы с членами семьи
Оборудование
Компьютер, проектор, тесты, презентация
Основные термины и понятия
Добро и зло как основные этические понятия
Ход урока
1Организация деятельности учащихся
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке:
Учебник, ручка и тетрадка (проверка организации рабочего места)
2Беседа с учащимися. Примерный план
Презентация «Добро и зло», часть 2
Чтобы просмотреть презентацию в полноэкранном режиме, кликните на двунаправленную стрелку в правом верхнем углу кадра!
Содержание презентации
Тема урока:
Добро и зло
Организационный момент
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке:
Учебник, ручка и тетрадка
Вопрос: С какими понятиями вы познакомились на прошлом уроке?
- Мы познакомились с понятиями «добро» и «зло»
Узнайте пословицу:
Спокойно живётся тому, кто добра не делает никому
«Худо тому, кто добра не делает никому»
Сделал доброе дело, не забудь похвалиться
«Доброе дело само себя хвалит»
Выбирай тех, кому скажешь добрые слова
«Доброе слово и кошке приятно»
- Назовите, пожалуйста, какие добрые поступки вы совершали.
- Скажите, нужно ли бороться со злом?
Вопрос: Как вы думаете: всегда ли было неизменным мнение человека о добре и зле?
На самом деле в ходе исторического развития менялись общество и культура. Менялись представления о добре и зле.
Вопрос: Как вы думаете, что изображено на этой картине?
Вопрос: Кто знает, как называется то, что здесь изображено? (Жертвоприношение)
Это сцена из сказки. И такие сюжеты встречаются не только в сказках, но и в былинах, исторических сказаниях… [См. дополнительные материалы к уроку] Ведь родились они не на пустом месте.
У людей в древности существовал обычай приносить в жертву богам животных и даже людей. Люди думали, что поступают хорошо. Ведь они хотели задобрить богов. Надеялись, что боги им помогут получить хороший урожай и хорошо поохотиться.
На протяжении многих лет в мире существовало рабство. Одни люди находились в собственности у других. Рабовладельцы заставляли работать на себя, ничего не платили за труд, плохо кормили, могли жестоко избить раба и даже лишить жизни.
Сотни лет в России и в других странах существовало крепостное право. Крестьяне как вещь принадлежали своему барину. Барин заставлял крестьян много работать и наказывал за любую провинность.
Сегодня все знают, что нельзя приносить в жертву и убивать людей ни ради того, чтобы задобрить богов, ни ради других целей. Нельзя никого держать в рабстве и заставлять работать без оплаты и благодарности за труд.
Нельзя убивать, оскорблять и унижать других людей за их цвет кожи, за то, что у них другие мысли и убеждения!
Добро — это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
Совершать моральные добрые поступки сознательно, бескорыстно, а не с расчётом на выгоду или награду — значит делать добро.
Рефлексия
- Что нового вы узнали?
- Что было полезно?
- Создайте памятку «Как стать добрым человеком?»
Домашнее задание
3Домашнее задание
- Вместе со взрослыми найдите в литературе или интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи.
- Почему знания о добре и зле важны для людей?
- Как вы понимаете смысл выражений: «добро пожаловать», «будьте добры», «до добра не доведёт», «в добрый час», «добро должно быть с кулаками».
4Занимательный материал к уроку
1. Никита Кожемяка
Русская народная сказка
Текст сказки
В старые-старые годы невдалеке от Киева появился страшный змей. Брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке. Возьмёт девку да и съест её.
Пришёл черед идти к тому Змею царской дочери. Схватил Змей царевну и утащил к себе в берлогу. Но не съел её, а крепко-накрепко в своей берлоге запер. Увязалась за царевной из дома маленькая собачка. Как на промысел змей улетит, царевна записочку к отцу, к матери напишет, привяжет записочку собачке на шею и домой её пошлёт. Собачка записочку отнесёт и ответ принесёт.
Вот как-то раз царь с царицей пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.
— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.
Как ушёл на промысел змей, царевна к отцу, к матери записочку и написала: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее страшного змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручать.
Сыскал царь Никиту. И сам с царицей пошёл его просить выручить дочку их из неволи тяжёлой. В эту пору Кожемяка мял разом двенадцать кож воловьих. Как увидел Никита царя — испугался. Руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и убытку ему наделали. И сколько царь с царицей ни упрашивали его пойти царевну выручить, не пошёл.
Вот и придумал тогда царь с царицей собрать пять тысяч сирот малолетних — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю землю русскую от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слёзы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, смолой её насмолил, весь обмотался с ног до головы, чтоб Змей его не съел и пошёл.
Подходит Никита к змеиной берлоге. А змей изнутри заперся, брёвнами завалился и к Никите не выходит.
— Выходи лучше в чистое поле, а не то я всю берлогу твою размечу! — сказал Кожемяка змею и стал уже брёвна руками разбрасывать.
Увидел змей беду неминучую, некуда ему спрятаться от Никиты. Вышел в чистое поле.
Долго ли, коротко ли они бились, только Никита змея на землю повалил, и хотел его душить. Тут змей стал молить Никиту:
— Не бей меня, Никитушка, до смерти, пощади! Сильнее нас с тобой на всём белом свете никого нет. Давай разделим весь свет поровну: ты в одной половине будешь владеть, а я — в другой.
— Хорошо, — согласился Никита. — Только надо же прежде всего межу проложить, чтобы потом промеж нас споров не бывало.
Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Та борозда глубиной в две сажени с четвертью получилась. Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:
— Хорошо, землю мы с тобой разделили — давай теперь море делить. Чтобы спору промеж нас о воде не вышло.
Стали они воду делить — загнал Никита змея лютого в Чёрное море, да там его и утопил.
Сделавши святое дело, Никита воротился в Киев. Опять кожи мять стал, за свой труд не взял ничего. Царевна же домой воротилась к отцу своему, к матери.
Говорят, борозда Никитина, кое-где и теперь по степи видна. Стоит она валом, сажени на две высотой. И называется она Змиевы валы.
Мужички кругом пашут, а борозду не распахивают: на память её о Никите Кожемяке оставляют.
2. Добрыня Никитич и Змей Горыныч
Былина
Фрагмент былины
Выходила как Змея она проклятая
Из тыи норы да из глубокия,
Сама говорит да таковы слова:
– Ах ты, эй, Добрынюшка Никитинец!
Ты, знать, порушил свою заповедь.
Зачем стоптал младыих змеёнышей,
Почто выручал полоны да русские?
Говорил Добрыня сын Никитинец:
– Ах ты, эй, Змея да ты проклятая!
Черт ли тя нёс да через Киев-град,
Ты зачем взяла Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Потятичну?
Ты отдай же мне-ка Князеву племянницу
Без боя, без драки- кроволития.
Тогда Змея она проклятая
Говорила-то Добрыне да Никитичу:
– Не отдам я тебе князевой племянницы
Без боя, без драки-кроволития!
Заводила она бой-драку великую.
Они дрались со Змеёю тут трои сутки,
Но не мог Добрыня Змею перебить.
Хочет тут Добрыня от Змеи отстать –
Как с небес Добрыне ему глас гласит:
– Молодой Добрыня сын Никитинец!
Дрался со Змеёю ты трои сутки,
Подерись со Змеёй еще три часа:
Ты побьёшь Змею да ю, проклятую!
Полный текст былины см. в текстовом варианте дополнительных материалов
3. Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча
Былина в позднем пересказе
Фрагмент былины
Увидал Змей Добрынюшку, бросил мёртвое тело наземь, зарычал громким голосом:
— Ты зачем, Добрыня, наш обет сломал, потоптал моих детёнышей?
— Ах ты, змея проклятая! Разве я слово наше нарушил, обет сломал? Ты зачем летал, Змей, к Киеву, ты зачем унёс Забаву Путятишну?! Отдавай мне княжну без боя, так я тебя прощу.
— Не отдам я Забаву Путятишну, я её сожру, и тебя сожру, и всех русских людей в полон возьму!
Рассердился Добрыня и на Змея бросился.
И пошёл тут жестокий бой.
Горы Сорочинские посыпались, дубы с корнями вы вернулись, трава на аршин в землю ушла…
Бьются они три дня и три ночи; стал Змей Добрыню одолевать, стал подкидывать, стал подбрасывать… Вспомнил тут Добрыня про плёточку, выхватил её и давай Змея между ушей стегать. Змей Горыныч на колени упал, а Добрыня его левой рукой к земле прижал, а правой рукой плёткой охаживает. Бил, бил его плеткой шелковой, укротил как скотину и отрубил все головы.
Полный текст былины см. в текстовом варианте дополнительных материалов