На уроке обучающих изложений восприятие информации, содержащейся в тексте, обеспечивается содержательно-композиционным анализом текста, который традиционно проводится в школе. Восприятие речевой формы высказывания частично обеспечивается языковым анализом. В том виде, в котором он обычно проводится, разбору подлежат лишь отдельные слова и выражения, существенные для передачи основной мысли конкретного текста.
Такой анализ развивает языковое чутьё, способствует восприятию языка в его эстетической функции, более глубокому проникновению в коммуникативную задачу, то есть совершенствует языковой вкус учащихся, однако он не вскрывает речевой системности текста, не помогает овладеть правилами, общими для построения ряда текстов подобного типового значения. Обучающая сила такого анализа невелика, так как он не создаёт условий для переноса знаний и умений.
Обучающее изложение с использованием картины И.К. Айвазовского «Девятый вал»
- Кого вы видите в центре картины?
- Как художник изобразил людей, борющихся с водной стихией?
- Что вы можете сказать о характере этих людей?
- Каким показывает океан художник?
- Какое настроение вызывает картина?
- Какие краски передают это настроение?
ДЕВЯТЫЙ ВАЛ
Самая интересная картина художника Ивана Константиновича Айвазовского — «Девятый вал».
Над бурным океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её называют девятым валом. Со страшной силой она вот-вот обрушится на потерпевших крушение. А усталые люди вцепились в обломки мачты. Как они сюда попали?
Вчера утром их корабль вышел в открытый океан. Был солнечный день. Но к вечеру ветер нагнал грозные тучи, океан заволновался. Огромные валы ринулись на корабль. Послышался треск мачт. Несколько друзей решили не сдаваться. Главное — выдержать до утра. Солнце уменьшит эти бешеные валы.
И люди выдержали. Солнечные лучи разукрасили тяжёлые волны всеми цветами радуги. Больше всего в картине густой зелени, это цвет надежды. Солнце и люди победили мрак ночной бури. Хвала человеку! Слава солнцу!
- Художник Айвазовский и его картина.
- Разбушевавшаяся стихия.
- Горстка смельчаков.
- Цвет надежды.
- Объясните значение слов: гребни, валы, мачта, ринулись;
- Подберите слова близкие по значению к словам: яростный, усталые, вцепились;
- Обратите внимание на написание слов: яростных, вот-вот, потерпевших, крушение, не сдаваться;
- Прочитайте словосочетания орфоэпически («как говорим») и орфографически («как пишем»): яростных волн, обрушится на потерпевших крушение, решили не сдаваться, вцепились в ;
- Выделите сложные предложения и объясните расстановку знаков препинания.