По отдельным словам, словосочетаниям, предложениям, известным слушателям или читателям, можно прогнозировать тему, основную мысль текста, смысл последующих предложений и их структуру. Восприятие и воспроизведение текста изложения требуют использования различных видов работы.
Работа над заголовком, выявление основной мысли высказывания, выраженной с помощью определённых языковых средств, составление плана способствуют переводу речевого высказывания в «смысловые сгустки».
Методика проведения изложений на основе прогнозирования текста предполагает следующие этапы:
1Работа над заголовком текста, представляющая собой прогнозирование возможного содержания, структуры текста, в некоторых случаях языковых средств.
2Чтение текста изложения учителем по фрагментам. Постановка в ходе чтения вопросов, направленных на дальнейшее прогнозирование, сопоставление вариантов, предлагаемых детьми, с авторским.
3Работа над основными микротемами текста. Составление таблицы по тексту, включающей три графы: герои текста, их характеристика, их действия. Таблица составляется на доске при активном участии детей.
4Орфографическая подготовка детей. Слова и словосочетания, трудные для написания, также могут быть включены в таблицу.
5Вторичное целостное чтение текста учителем.
6Написание детьми текста изложения.
7Самопроверка учащимися написанного. Самоконтроль осуществляется, в частности, с помощью таблицы.
Изложение на основе прогнозирования текста «Вот те и батькин обед!»
Задачи урока:
- Обучение учащихся написанию изложения по картине А.Г.Венецианова «Вот те и батькин обед!» путём прогнозирования текста.
- Развитие умения прогнозировать содержание картины по её заголовку.
- Формирование коммуникативно-речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания: умения прогнозировать тему и основную мысль, структуру текста, языковые особенности, предупреждать некоторые речевые ошибки.
Ход урока
1Прогнозирование содержания картины по её названию
— Сегодня мы будем писать изложение по картине Алексея Гавриловича Венецианова, которая имела два названия, данных ей художником в разное время: «Мальчик, проливший бурачок с молоком» и «Вот те и батькин обед!». Какое из этих названий кажется вам наиболее интересным? На каком из них как на окончательном варианте, по вашему мнению, остановился сам художник? В каком заголовке, по вашему мнению, выражена тема картины, а в каком — её основная мысль?
Как правило, учащиеся предпочитают второе название, оно кажется им более интересным, эмоциональным, как бы чьим-то восклицанием, именно в нём и выражена основная мысль произведения.
— Вы ещё не видели картины. Как вы понимаете её название? Кому могло принадлежать это восклицание? Представьте себе, что может быть на ней изображено. Учащиеся высказывают свои предположения после словарной работы.
2Словарная работа
С помощью словаря или записи на карточках выясняется значение следующих слов и выражений:
Бурачок (бурак) — круглый коробок из бересты (диалектное, просторечное, устаревшее слово);
Батька (батя) — отец (просторечная, разговорная форма);
Вот те! (вот тебе!) — удивлённое восклицание по поводу чего-то неожиданного;
Вот те и батькин обед! — горестное недоумение, сожаление о том, что обед безнадёжно испорчен, пропал.
3Рассматривание картины
— Рассмотрите внимательно картину. Можем ли мы с вами что-либо по ней предугадать?
4Беседа по картине
— Что изображено на картине? Какое время года? Кто главный герой картины? Сколько ему лет? Попробуйте по внешнему облику охарактеризовать его. (На картине изображён крестьянский мальчик и собака, сидящие около какого-то дерева: видна часть его старого могучего ствола. Сейчас лето: около дерева виден кустик с зелёными листьями, мальчик бос и легко одет. Одежда, причёска, внешний облик выдают в нём крестьянского мальчика. Рядом лежит опрокинутый бурачок, из которого пролилось молоко. Мальчик держит в руке крышку от бурачка.)
— Какие чувства выражают лицо и поза мальчика? Как смотрит на своего маленького хозяина собака? (Мальчик сидит, горестно подперев голову рукой. Он очень расстроен. Белый лохматый пес смотрит на своего хозяина так, словно сочувствует ему.)
— Как и любой крестьянский мальчик, герой этой картины с детства не привык бездельничать. Как вы думаете, какое поручение выполнял мальчик? (Мама велела ему отнести отцу обед в поле.)
— Куда, как вы думаете, нёс мальчик обед? Из чего этот обед состоял? Что случилось по дороге? Кто, как вы думаете, был виноват в том, что молоко пролилось из бурачка? (Мальчик нёс обед отцу, ведь в названии картины сказано «Вот те и батькин обед!» Мальчик заигрался с собакой или споткнулся, опрокинул бурачок и пролил молоко. Наверное, в этом происшествии виноваты оба. Но нет теперь обеда для «батьки». И отец голодным останется и от матери попадёт. Может быть, и нечем ей больше кормить домашних.)
— Как вы думаете, каково отношение самого художника к изображённому на картине? Какие изобразительные средства помогают нам это понять? (В этой картине нет ярких красок, в основном это оттенки коричневого, серого, белого цветов. Всё внимание художника устремлено на мальчика, он, его лицо являются композиционным центром картины. К этому центру как бы притягивается всё остальное изображение: собака, голова которой поднята по направлению к хозяину, тёмный фон, который подчёркивает белизну и детскую округлость лица мальчика, его светлые волосы и белую рубашку. Видно, что художник жалеет мальчика, сочувствует ему.)
5Рассказ о художнике
Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) очень хотел стать художником. Долгое время он старался учиться сам, затем поехал в Петербург, где стал учеником очень известного портретиста В.Л.Боровиковского. Но и в Петербурге он много занимался самостоятельно. В Эрмитаже, знаменитом собрании зарубежной живописи, копировал картины старых европейских мастеров, стараясь постичь секреты живописного искусства. Долгие годы жил в своей усадьбе Сафонково в Тверской губернии. Там он организовал художественную школу, которая просуществовала около двадцати лет. Обучая живописи других, создавая картины сам, Венецианов всегда придерживался своего главного метода: «Ничего не изображать иначе, как только в натуре… и повиноваться ей одной».
Алексей Гаврилович был очень добрым и внимательным человеком, всегда стремился помогать тем, кто рядом. Он хорошо знал жизнь крестьян и их заботы, по-настоящему им симпатизировал. Многие его картины посвящены теме крестьянского труда и быта. Идя вразрез с официальным академическим искусством, художник начал писать картины, в которых действовали не исторические личности, не герои мифов и легенд, а крепостные крестьяне. Художник сумел показать их красоту. Поэтичность, душевная теплота, свойственные его творчеству, особенно проявились в созданных им детских образах.
Эпизоду из жизни крестьянского мальчика, как мы это уже узнали, посвящена и его картина «Вот те и батькин обед!»
6Подготовка учащихся к написанию изложения
— Сегодня мы напишем изложение текста, посвящённого истории создания этого произведения. Как вы думаете, какое происшествие из жизни самого художника помогла написать ему его картину «Вот те и батькин обед!»
Как правило, учащиеся высказывают два основных предположения: а) это история из детства художника; б) Венецианов был свидетелем подобного случая из жизни знакомого ему крестьянского мальчика и, наверное, чем-то помог ему.
— Этот эпизод рассказывается в книге писателя Л.Вагнера «Повесть о художнике Венецианове».
7Фрагментарное чтение учителем текста изложения и его прогнозирование
«ВОТ ТЕ И БАТЬКИН ОБЕД!»
Однажды Венецианов возвращался из леса в деревню. Вдруг под дубом около дороги он увидел светловолосого крестьянского мальчика. Тот горестно задумался о чем-то. Рядом валялся пустой бурачок. Белый лохматый пёс печально смотрел на маленького хозяина.
Алексей Гаврилович окликнул Васятку. Мальчик вскочил с земли и хотел бежать, но, увидев доброго барина, рассказал о своём несчастье. Он нёс отцу в поле обед, заигрался с Шариком и пролил всё молоко.
Мальчик с надеждой смотрел на Венецианова . Вдруг он выручит из беды?
Художник отвёл его к бабке Аксинье. У неё купили молока. Вскоре счастливый Васятка нёс отцу обед.
А на другой день мальчик вместе с Шариком снова пришёл к дубу. Там ждал его художник. Он попросил Васятку сесть, как вчера. Тот кивнул. Пёс улёгся рядом.
Венецианов установил этюдник и стал быстро писать. Через несколько дней картина была окончена. Художник дал ей название «Вот те и батькин обед!»
8Составление таблицы на основе текста. Лексическая работа
Составление таблицы делает необязательным план изложения, помогает учащимся лучше осознать речевую ситуацию и содержание текста, систематизировать полученную информацию, развивает умение использовать в собственных речевых высказываниях контекстуальные синонимы, предупреждает речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором слов.
Таблица составляется учителем на доске на основе тех слов, которые называют учащиеся. Необходимо при этом прежде всего ориентироваться на лексический состав самого текста, но можно вписывать слова, названные детьми дополнительно на основе рассказа о художнике, рассматривания картины, особенно слова, характеризующие героев.
Кто? Что? | Какой? Как? | Что делал? Что сделал? |
мальчик тот хозяин он Васятка |
крестьянский светловолосый маленький печальный знакомый |
сидел вскочил |
художник Венецианов Алексей Гаврилович барин |
добрый | возвращался увидел окликнул |
пёс Шарик |
белый лохматый |
смотрел печально |
бурачок посуда для молока |
берестяной | валялся |
9Орфографическая подготовка к написанию изложения
.
10Вторичное чтение текста учителем полностью, без остановок, достаточно медленно, чтобы учащиеся не только могли узнавать текст, но и сравнивать его с собственными прогнозами
.
11Написание изложения учащимися
.