В методике обучения сочинению по сюжетным и пейзажным картинам можно выделить несколько основных этапов.
I Этап. Подготовка учителя к сочинению по картине.
1Определение основных задач урока, выделение тех коммуникативно-речевых умений, которые предполагается формировать на данном этапе обучения.
2Выбор картины в соответствии с задачами урока, типом текста будущего сочинения, возрастными особенностями и уровнем развития художественного восприятия детей.
3Анализ картины, определение её предметного содержания, подтекста, основного замысла (идеи), средств художественной выразительности.
Данный этап включает в себя также определение средств, помогающим детям воспринимать и понимать произведение изобразительного искусства, системы работы учащихся для подготовки к сочинению по картине.
Анализируя картину, учитель должен обратить внимание на формат картины, её содержание, композицию, цвет, свет, движение, основное настроение.
4Изучение биографии творчества художника, истории создания картины и её дальнейшей судьбы.
5Составление плана урока, формулировка вопросов для беседы с учащимися, выявление последовательности анализа картины, выделение возможных микротем, определение языковых средств, адекватных изобразительным.
II Этап. Подготовка учащихся к сочинению по картине.
1Рассматривание детьми репродукции картины или подлинника в музее.
2Использование «корреспондентского (репортёрского) блокнота» для записи учащимися своих впечатлений и полученной информации.
Каждый листок блокнота служит для записей по определённой микротеме будущего сочинения. Учащиеся заполняют эти листки постепенно. Если заранее не сообщается название картины, то на одном из листков учащийся пишет предполагаемое название. Другие листики могут быть посвящены данным о жизни и творчестве художника, героям картины (если это сюжетное произведение), цветовому решению (колориту), освещению, настроению, собственному отношению ребёнка к картине. На каждом листке в соответствии с заданной микротемой учащийся может подбирать необходимые языковые средства.
3Подготовительные упражнения на уроках русского языка.
Такие упражнения проводятся в течение семи-десяти дней до написания сочинения. Они предполагают содержательную и языковую подготовку к сочинению. К ним относится диктант, творческое изложение, сочинение-миниатюра по наблюдениям или по опорным словам, лексико-орфографические упражнения по заданной тематике, написание начала и конца будущего сочинения и др.
III Этап. Урок обучающего сочинения по картине.
1Введение учащихся в определённую речевую ситуацию, определение темы и задач урока.
2Подготовка учащихся к восприятию картины.
Подготовка к восприятию картины может быть в зависимости от задач содержательной или эмоциональной.
Содержательная подготовка предполагает знакомство учащихся с определённым временем (эпохой) и местом действия (если они мало понятны учащимся), проведение беседы о художнике (его жизни, творчестве, отдельных произведениях).
Эмоциональная подготовка проводится в том случае, когда основной задачей работы над картиной является пробуждение у младших школьников чувств, определённого настроения, связанных с картиной, и формирование умения выражать чувства и мысли в письменной форме.
Для реализации данной задачи могут быть использованы соответствующие музыкальные и художественные произведения, определённое оформление класса, проведено сопоставление картины с личными наблюдениями учащихся.
Сравнение картины, музыкального и художественного произведений, личных впечатлений детей идёт под знаком единой эмоциональной доминанты. Дети на этом этапе определяют, что одни и те же чувства могут быть вызваны различными видами искусства, обладающими различными средствами выразительности, а также что эти же чувства могут быть вызваны разнообразными жизненными впечатлениями.
3Молчаливое (первичное) рассматривание картины.
4Беседа по картине. Коллективный её анализ под руководством учителя.
5Выявление основных микротем.
6Коллективное или самостоятельное (в зависимости от подготовленности класса) составление плана сочинения.
7Коллективное составление рассказа или устного описания.
8Определение совместно с учащимися возможного типа текста (описание, повествование, рассуждение) и стиля будущего сочинения. Работа над языковыми средствами.
9Орфографическая подготовка.
10Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением на черновике, а затем в чистовом варианте.
11Самопроверка учащимися полученного результата. Первичное редактирование речевого высказывания.
IV Этап. Проверка сочинений учащимися, их анализ учителем.
1Анализ и исправление ошибок, допущенных учащимися в речевом высказывании.
2Проведение урока по редактированию и совершенствованию текстов сочинений.
3Самостоятельное редактирование учащимися текста.
Отметки за сочинение по картине желательно выставлять после проверки речевого высказывания, отредактированного учащимися.