Беседе и сочинению по серии сюжетных рисунков принадлежит важное место в формировании коммуникативно-речевых умений детей. Поскольку они помогают развитию способности вникать в смысл и содержание произведений, пополнению, уточнению и активизации словарного запаса, приобретению умения определять логическую последовательность событий, устанавливать взаимосвязь между предметами.
Составление сочинения по сюжетным картинкам может идти по следующему плану:
1Определение того порядка расположения рисунков, которого требует содержание (в том случае, если последовательность рисунков не определена заранее)
2Рассматривание всех рисунков
3Придумывание заголовка ко всему рассказу
4Запись учителем на доске всех придуманных детьми заголовков, выбор лучшего
5Анализ содержания каждого рисунка
Дети отвечают сначала на вопросы кто? где? когда? что произошло? почему? Затем они придумывают заголовок к данному рисунку. Учитель записывает этот заголовок на доске. Так постепенно появляется план будущего сочинения или устного рассказа. Одновременно на доску выносятся опорные слова, которые подбирают сами учащиеся. Роль учителя здесь заключается в том, чтобы помочь детям выбрать наиболее точные слова и помочь определить их последовательность, соответствующую логике изложения.
6Устный пересказ отдельных частей текстаПосле того как на доске появляется план, несколько учащихся устно пересказывают содержание каждого из рисунков. Остальные слушают, дополняют, контролируют соответствие данного фрагмента заявленному в плане заголовку и опорным словам. Особое внимание уделяется эмоциональным переживаниям героев. Очень важно связать ситуацию, изображённую на рисунках, с жизненным опытом учащихся. Это мог сделать как на данном этапе, так и в самом начале урока.
7Написание сочиненияПоскольку у учащихся данного возраста недостаточно сформированы не только коммуникативно-речевые, но и каллиграфические и орфографические умения, то необходима внимательная индивидуальная помощь учителя тем ученикам, которые испытывают затруднения. Особое внимание учеников учитель обращает при этом на соответствие содержание границам темы, структуру текста, на средства связи между предложениями, предупреждение неоправданного повтора слов, использование контекстуальных синонимов.
8Самопроверка учащимися созданных речевых высказываний на основе обращения к сюжетным рисункам, плану, опорным словам
Вариантом работы по созданию текста на основе сюжетных рисунков является сочинение-мозаика.
Мозаика, как известно, представляет собой рисунок или узор из разноцветных камешков, кусочков стекла или эмали, скреплённых между собой. Сочинение-мозаика — это также соединение отдельных частей в единое целое.
Методика его проведения может быть следующей:
- Учащиеся рассматривают серию рисунков, под руководством учителя выявляют их тему, основную мысль, определяют последовательность событий, придумывают заголовок (если он отсутствует).
- После этого учащиеся делятся на группы, количество которых зависит от числа рисунков. Если, например, даны три рисунка, то дети могут быть разделены на три группы по рядам.
- Каждая группа даёт описание только одного рисунка. Обсудить содержание и отобрать лексические средства для создания своей части дети могут в группе (в этом случае выбирается ученик, который будет руководить обсуждением) или в парах.
- Затем каждая группа зачитывает получившийся отрывок, из совокупности которых, как из отдельных разноцветных камешков, складывается мозаика — общее сочинение. Задача учителя и учащихся на этом этапе — «скрепить» все части текста, определить средства связи между ними, устранить несоответствия в описании места, действия, героев. Особое внимание уделяется отбору лексических средств, проводится орфографическая подготовка.
- После этого дети самостоятельно пишут сочинение по всей серии рисунков.