Фотомонтаж представляет собой сочетание нескольких крупных, красочных фотографий по принципу «перекликающихся тем, иногда переходящих даже в контраст, в противоположность». Например, автор-методист М.А.Рыбникова предлагает такие сочетания как верблюд и поезд, пешеход и аэроплан, соха и трактор.
Фотомонтаж отражает динамику жизни, подчёркивает связи, функции предметов и явлений. Вскрывает в своих образах зависимость одного кадра жизни от другого. Именно поэтому он может служить чрезвычайно сильным методическим приёмом, стимулом для устных и письменных речевых высказываний.
Использование фотомонтажа в современной начальной школе может быть более широким, служить для реализации самых разнообразных целей.
При отборе фотографий и их сочетании необходимо учитывать следующую закономерность восприятия: на человека воздействуют не столько само содержание частей, сколько их монтажная взаимосвязь, их сочетание и сцепление. Поскольку в процесс создания речевого высказывания включаются мышление и эмоции учащегося, монтаж заставляет его выделить нужное содержание, определить тему и основную мысль будущего речевого высказывания, проследить развитие собственной мысли в процессе перехода от одной фотографии к другой.
Монтажная взаимосвязь существует и в художественной литературе, что позволяет читателю идти тем же путём, которым шёл автор, акцентировать внимание на тех мыслях и чувствах, которые счёл нужным выделить писатель.
Наиболее же ярко монтажная взаимосвязь прослеживается в киноискусстве. Действительно, стоящие рядом кадры всегда будут образовывать новые связи. Например, сочетание мужского лица и дымящейся тарелки супа, того же самого лица и прекрасной девушки вызывают различные мысли и эмоции и у зрителя, заставляют его видеть в человеке, изображённом в кадре, определённые чувства (например, голод и любовь).
Требования к методике использования фотомонтажа
1)В зависимости от цели использования данного методического приёма количество фотографий может быть различным. Например, для создания текста, отражающего различные точки зрения на одно и то же, должно быть не менее четырёх фотографий: человеческое лицо (взрослое или детское), на котором ярко выражено то или иное положительное чувство (радость, восторг, восхищение, нежность и т.д.) — какой-либо объект, способный вызвать это чувство (море, игрушка, цветок, мороженое) — другое лицо, выражающее противоположные чувства (грусть, обиду, ярость, гнев, страх) — тот же самый объект. Такой фотомонтаж позволяет научить детей не только воспринимать и оценивать один и тот же объект глазами разных людей, но создавать соответствующие тексты.
2)Фотомонтаж может служить основой для сравнительного описания тех предметов и явлений, с которыми дети могут не встречаться в повседневной жизни, которые не выделяются как специальные объекты для наблюдений: старинная одежда и современная, слон и морской слон (или мамонт), различные птицы, облака и др.
3)Фотомонтаж может служить также и для осуществления приёма контаминации. Этот приём предполагает соединение героев различных сказок (Белоснежка и Буратино и т.д.) На фотографиях могут быть даны кадры с героями из хорошо известных детям кинофильмов и мультфильмов.
4)Основой для обучения детей созданию текста-повествования могут быть фотографии, где запечатлены животные, растения, люди, а рядом изображена среда, не соответствующая им по месту или времени обитания. Например: африканец — полярные льды, динозавр — современный многоэтажный город и т.д.
5)Повествовательный текст может быть создан и на основе того подхода, который описан М.А.Рыбниковой: «Тема — радио, но на примерах совершенно различного типажа. Весёлые детские впечатления, сестра с братишкой смотрят из-за наушников, и рядом, быть может, отец этих детей, слушающий какую-то лекцию с карандашом в руках. Фотомонтаж вызовет создание очерка или рассказа с живыми домашними сценами, с диалогом, с контрастной характеристикой действующих лиц».
6)Фотомонтаж может быть использован и для создания текста-рассуждения, если он отражает определённые причинно-следственные связи (цветущий луг — толпа идущих людей — голая пустыня).
7)Этот вид работы может быть использован также для формирования умения отбирать материал в зависимости не только от содержания, но и от композиционного расположения частей. При перестановке кадров возникают другие связи между событиями или явлениями, и в этом случае дети могут писать не одно, а два сочинения с разным сюжетом по одним и тем же кадрам.