Упражнения как виды речевой деятельности ставят учащихся в ситуацию многократного и вариантного применения полученных знаний и умений. Упражнения формируют не только способность анализировать произведения изобразительного искусства, намеренно использовать различные средства речевой выразительности, конструирования текстов, но и требуют от учащихся решения разнообразных учебных задач, что обеспечивает интенсивную работу мышления, направленную на поиск путей и средств решения, активность и самостоятельность школьников.
Первая группа упражнений предполагает формирование таких коммуникативно-речевых умений, как умение определять тему, основную мысль картины, наиболее яркие изобразительные средства (цвет, свет, соотнесение центра и фона и др.), умение различать картины различных жанров и тем, полотна, созданные разными художниками. Сюда входят следующие упражнения:
1Рассматривание картины без предварительной установки учителя.
2Рассматривание картины под музыкальное сопровождение.
3Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины. («Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую мы рассматривали»)
4Определение звучания картины. («Какие звуки можно услышать при рассматривании этой картины?»)
5«Вхождение» в картину. («Что бы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?»)
6Определение жанра картины. («Определите, что это за картина: пейзаж, портрет, сюжетная картина и т.п.»)
7Определение темы картины. («Что вы видите на этой картине?»)
Вторая группа упражнений — это упражнения, направленные на синтез различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи, средств выразительности. Их целью является развитие ассоциативности мышления детей, эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства, формирование умений сравнения и обобщения художественных явлений. Сюда целесообразно включить следующие упражнения:
1Сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения (стихотворения, сказки, рассказа и др.) и картины.
2Сравнение основного настроения картины и музыкального произведения, например, с помощью словаря настроений.
3Перенос содержания и настроения с одного вида искусства на другой. («Нарисуйте красками музыку, которую вы слышите»; «нарисуйте цветовую гамму пейзажного стихотворения» и т.д.)
4Сопоставление основной мысли картины с пословицами.
5Сравнение картин, близких по теме, что позволяет детям находить отличия в похожем.
6Сравнение картин, сходных по настроению.
7Сравнение картин, контрастных по настроению.
8Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах.
9.Пластическое воплощение детьми (с помощью жестов, позы, мимики, движений) внешнего вида, действий, настроения героев литературного произведения, аналогичных героям картины.)
Третья группа упражнений направлена на формирование умения выполнять доступный младшим школьникам целостный анализ произведения изобразительного искусства в единстве его содержания, структуры и изобразительных средств. Сюда могут входить следующие упражнения:
1Объяснение названия картины учащимися. («Как вы думаете, почему картина так называется? Обоснуйте своё мнение»)
2Придумывание названия (озаглавливание) картины. («Придумайте своё название для этой картины. Какие особенности картины помогли вам назвать её именно так?»)
3Сравнение названий, придуманных детьми, с авторским или тем, под которым картина известна сейчас.
4Выбор названия картины из нескольких заголовков, предложенных учителем.
5Определите по заголовку содержание, темы картины.
6Выделение (опознавание) и характеристика отдельных элементов картины, способствующих созданию образа.
7Анализ авторского замысла и его осуществления в конкретных произведениях изобразительного искусства.
8Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под её воздействием, их сравнение.
9Определение основной мысли картины на основе её целостного анализа. Выявление роли формата, композиции, освещения, цвета и её реализации.
10Определение изобразительных средств, помогающих созданию определённого настроения. («Как, с помощью каких средств художник сумел выразить такое настроение?»)
11Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины.
12Отнесение картины к какому-либо живописному жанру на основе её целостного анализа («К какому жанру живописи можно отнести эту картину? Что позволяет нам сделать такой вывод?»; «Что такое пейзаж? Можно ли назвать данную картину пейзажем? Обоснуйте своё мнение»)
13Анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения соотносительности использованных в нём языковых средств, содержания и коммуникативной задачи.
14Анализ структуры текста, созданного на основе картины. («Разделите текст на части», «Определите, как связаны между собой части текста», «Найдите слова, помогающие соединить различные предложения в тексте» и др.)
Четвёртая группа упражнений упражнений предлагает обогащение словаря учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создавать собственные речевые высказывания на основе восприятия произведений изобразительного искусства. Сюда входят следующие упражнения:
1Выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех, которые предложены учителем или самими учащимися.
2Работа с карточками контекстуальных синонимов. («Прочитайте слова на карточке (например, художник, живописец, автор картины). Чтобы избежать повтора слов, используйте эти синонимы как в устной речи, в беседе по картине, так и в своих сочинениях. Попробуйте составить предложения с этими словами»)
3Подбор синонимов, выражающих определённые оттенки значения или различающихся по эмоционально-экспрессивной окраске. («Рассмотрите картину. Какие оттенки жёлтого цвета вы видите в осенней листве? Подберите к слову жёлтый близкие по значению слова»; «С помощью каких слов можно подчеркнуть размер и торжественность деревьев, изображённых на картине? Какие синонимы можно подобрать к слову большие?»; «Объясните значение слова простор. Подберите к нему синонимы. Определите оттенки их значения»)
4Подбор слов по определённым микротемам. («Подберите прилагательные и глаголы, которые помогут описать данного героя картины (например, Серого Волка)»; «Выберите из предложений слова, раскрывающие образ Алёнушки, образ тёмного леса»)
5Объяснение значений слов с помощью различных приёмов: определения, найденного в словаре, развёрнутого описания, включения слова в контекст, проведение морфемного, словообразовательного или этимологического анализа, подбора синонимов и антонимов и др.
6Выделение в предложении слов, употреблённых в неточном или не свойственном им значении, и их замена.
7Работа со словарём настроений. («Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина?», «Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?»)
8Работа с карточками, обозначающими черты характера (для характеристики героев картины).
9Работа со словарём терминов и понятий изобразительного искусства.
Пятая группа упражнений упражнений по восприятию и воссозданию текстов, тематически связанных с содержанием картин или посвящённых жизни и творчеству художников. Сюда можно включить следующие упражнения:
1Творческие диктанты, предполагающие дополнение речевого высказывания с помощью отсутствующих в тексте прилагательных или глаголов, а также предложений, составленных самими учащимися.
2Творческие диктанты с определённым изменением текста-образца, например заменой времени глагола, заменой некоторых слов на синонимы или антонимы.
3Изложение на основе предварительного прогнозирования текста. Различные виды пересказа.
4Переконструирование текстов-образцов и др.
Шестая группа упражнений упражнений направлена на создание сочинений по картине нового образца. В качестве элементов, позволяющих младшим школьникам в достаточной степени успешно конструировать собственные речевые высказывания, могут служить модели текстов, опорные компоненты (ключевые слова, словосочетания, предложения), заданные фрагменты текста, точные рекомендации (алгоритм действий). Сюда входят следующие упражнения:
1Написание сочинения-миниатюры по картине на основе ключевых слов или словосочетаний, предложенных учителем.
2Определение учащимися основных микротем картины, выявление последовательности расположения ключевых слов и словосочетаний, выражающих выделенные микротемы, и написание сочинения на основе полученных ключевых слов и словосочетаний.
3Работа над началом сочинения, составление нескольких вариантов вступительной части к сочинению по заданной картине.
4Прогнозирование возможного продолжения данного учителем начала сочинения, выбор лучших вариантов.
5Написание сочинения на основе модели определённого типа текста ( повествования, описания, рассуждения).
6Написание сочинения на основе модели порождения речевого высказывания.
7Работа над деформированными предложениями и текстами. Восстановление последовательности расположения частей.
8Составление плана сочинения в нескольких вариантах. Словесное рисование (словесное иллюстрирование), т.е. воссоздание, описание образа, созданного писателем или художником, учащимися на основе имеющихся в литературном произведении или картине «вех».
9Создание детьми рисунков на основе воспринятых литературных текстов.
Седьмая группа упражнений упражнений — это упражнения творческого характера, направленные на формирование у младших школьников всего комплекса коммуникативно-речевых умений на основе восприятия и осмысления картины. На основе картин могут быть созданы не только повествовательные речевые высказывания, но также описания и рассуждения, сочинения, посвящённые всей картине, и сочинения-миниатюры по одной из микротем картины. Сюда могут входить следующие упражнения:
1Сочинения по сюжетным картинам.
2Сочинения по одной картине.
3Описание героя картины. Определение его характера на основе внешних признаков. («Опишите героя картины. Как он одет? Как причёсан? О чём говорят его поза и выражение лица? Попробуйте описать не только внешний вид героя, но и его характер»)
4Описание места действия. («Как изображено художником место действия картины? С какой точки зрения, откуда автор картины видит то, что изображено на полотне? Каково общее впечатление от картины?»)
5Сочинение от имени одного из героев картины. («Представь, что ты один из героев картины. Попробуй от его имени рассказать, что происходит на картине, каково его отношение к другим героям»)
6Письмо от своего имени герою картины.
7Сочинение на основе фотомонтажа.
8Сочинения, где картина служит лишь одним из источников материала или где она является только толчком для создания письменных высказываний на основе собственных наблюдений, и др.