Систематическая работа по развитию речи младших школьников, содержание которой строится на основе восприятия картин, может формировать у детей сложное учебное умение, объём которого включает в себя как наиболее общие коммуникативно-речевые умения, так и специальные, связанные именно с анализом живописного произведения.
Все коммуникативно-речевые умения, направленные как на восприятие готового текста, так и на создание собственного, можно объединить в несколько групп в соответствии с такими сторонами текста, как его содержание, структура и языковые средства.
Первая группа включает умения, связанные с пониманием речевого сообщения. Среди них можно назвать следующие умения:
- Отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью.
- Понимать тему текста и определять её границы.
- Понимать основную мысль текста и выражать её в собственном речевом высказывании.
- Понимать заголовок текста и прогнозировать на его основе содержание, а также озаглавливать текст в соответствии с темой или основной мыслью речевого высказывания.
- Выделять в данной теме микротемы.
- Выделять в тексте ключевые слова, словосочетания и предложения и с их помощью определять основное содержание текста.
- Догадываться по контексту о значении незнакомых слов.
- Формировать вопросы по созданию текста и в связи с ним.
Вторая группа — это умения, связанные с построением текста, осознанием его структуры. Такие как:
- Делить текст на логически законченные части.
- Составлять план готового текста, то есть определять главную мысль каждой части и выражать её одним предложением, а также планировать собственные речевые высказывания.
- Составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте.
- Определять и устанавливать основные средства связи в данном тексте.
- Перестраивать текст в соответствии с другими речевыми задачами.
Третья группа — умения, связанные с языковыми средствами. Например:
- Пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка.
- Отбирать языковые средства в соответствии с определённым типом текста (повествованием, описанием, рассуждением)
- Отбирать языковые средства в соответствии с определённым стилем речи.
Четвёртая группа включает умения, связанные с текстом в целом, со всеми его сторонами. Например:
- Совершенствовать собственный текст. Это самое сложное умение, овладение которым свидетельствует о быстром продвижении ребёнка в речевом развитии.
- Прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления (осуществлять прогностический контроль).
- Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью.
- Организовать индивидуальную (самостоятельную) работу в соответствии с предложенным образцом (моделью, алгоритмом)
- Организовать парную и групповую работу по решению речевых задач.
К специальным коммуникативно-речевым умениям, связанным с анализом содержания и изобразительно-выразительных средств картины, можно отнести следующие:
- Использовать искусствоведческие термины в беседе и сочинении по картине.
- Анализировать и выражать подтекст картины, её эмоциональное воздействие с помощью графического и лексического словаря настроений.
- Определять тип и стиль речи в будущем сочинении по картине.
- Понимать замысел художника и строить своё речевое высказывание на его основе.
- Устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в литературном, музыкальном и живописном произведениях.