В данном материале мы рассматриваем 3 основных параметра — связанность текста, членимость текста и типы текстов. Чтобы ознакомиться с полным содержанием, кликаем на «плюсики»!
Связанность текста
Связанность достигается за счёт использования лексико-грамматических, а в устной речи и интонационных средств.
К ним относятся:
1. Морфологические средства:
- местоимения (личные и указательные),
- местоимённые наречия,
- союзы и союзные слова,
- частицы.
2. Синтаксические средства:
- параллелизм структуры предложений,
- однотипный порядок слов,
- вводные слова,
- использование неполных предложений,
- видовременная соотнесённость сказуемых.
3. Лексические средства:
- повторы отдельных лексических единиц,
- контекстуальные синонимы, антонимы,
- родовидовые обозначения,
- однокоренные слова.
4. Различные виды интонации (фонетические средства)
Членимость текста
Членимость текста предусматривает понимание текста как совокупность двух или нескольких предложений, связанных по смыслу. Проявлением данной характеристики является возможность деления текста на логически законченные части, выделение в них главного, составление плана.
Делить текст на части, определять его начало, основную часть и концовку помогают слова, характерные для каждой структурной единицы текста:
- однажды,
- как-то раз,
- вдруг,
- затем,
- потом,
- наконец,
- вот так,
- значит,
- итак,
- следовательно и др.
Этот признак тесно связан с типом текста, жанром речевого высказывания, стилем речи, поскольку структурные части везде сочетаются различным образом.
Из таких особенностей текста, как членимость и связанность, вытекает следующая закономерность построения и понимания речевого высказывания: смысл текста зависит не столько от содержания отдельных частей, сколько от их монтажной взаимосвязи, заставляющей читателя, слушателя, зрителя идти путём определённым автором. Важная особенность этой взаимосвязи заключается в том, что в творческий процесс включаются мышление и эмоции читателя или слушателя.
Речевые высказывания как анализируемые, так и создаваемые учащимися, могут представлять собой такие типы текстов, или «функционально-смысловые типы речи», как повествование, описание, рассуждение, каждый из которых отличаются определёнными особенностями в содержании, структуре и языковом оформлении.
Повествование представляет собой тип текста, в котором сообщается о событиях и явлениях, развёртывающихся во времени. В этих текстах обычно обозначены место и время действия, имеются действующие лица, определённый сюжет, в котором можно выделить зачин, кульминацию и развязку.
Модель текста-повествования включает три части — начало действия, его развитие и завершение действия, каждая из которых имеет свои языковые особенности и средства связи с другими частями текста.
Первая часть включает обычно указание на героев рассказа, место или время действия, может начинаться со слов однажды, как-то раз и др.
Вторая, основная часть, может отделяться от первой словами вдруг, неожиданно и др. Фрагменты внутри основной части нередко выделяются с помощью слов затем, потом и др. Там, где происходит смена героев, времени, места действия, начинается новый этап в развитии событий.
Заключительная часть содержит сообщение о развязке, завершении действий и, как правило, соотносима с первой частью в тех или иных её элементах.
Описание — это тип текста, в котором раскрываются признаки, присущие тому или иному предмету речи. Эти признаки отбираются в зависимости от коммуникативной цели высказывания, стиля речи, жанра.
Модель текста-описания включает иные, чем повествование части:
- указание на описываемый предмет, его функции и назначение;
- перечисление и раскрытие признаков предмета, отобранных в соответствии с основной мыслью;
- отношение к данному предмету, его оценку.
Порядок частей не является строго заданным, первая и третья части могут соединяться в одну.
В начальной школе при целенаправленном обучении дети способны разграничивать художественные и научно-деловые описания, т.е. описания различных стилей.
Рассуждение — тип текста, в котором объясняется или доказывается определённая мысль, отражаются причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
Модель рассуждения может состоять из следующих частей:
- тезис (указание на то, что будет объясняться или доказываться);
- основная часть, представляющая собой само объяснение или доказательство, конкретизируемое аргументами и примерами;
- вывод.
Иногда вывод как самостоятельная часть текста может отсутствовать, если он совпадает с тезисом.
Средствами связи первой второй частей рассуждения могут быть союзы и союзные слова типа потому что, оттого что, так как, поскольку, ибо и др. Вторая и третья части соединяются с помощью слов поэтому, итак, таким образом, следовательно и др.
Для разграничения различных типов текста в методике нередко используют приём «фотографирования».
В соответствии с этим приёмом для повествования необходимо несколько фотографий, где отражены все основные этапы развития действия.
Для описания достаточно одной фотографии, но большой, чтобы была возможность рассмотреть не только предмет в целом, но и его отдельные детали, признаки.
Рассуждение не может быть отражено в фотографиях, так как содержит сообщение о скрытых от внешнего наблюдения причинно-следственных связях.