Недостаточная сформированность тех или иных коммуникативно-речевых умений приводит к появлению в устных и письменных высказываниях детей ошибок различного вида.
Существует много классификаций ошибок и недочётов, встречающихся в изложениях и сочинениях учащихся. Все ошибки учащихся в созданных ими речевых высказываниях делятся на три группы:
- ошибки в содержании,
- ошибки в построении текста,
- собственно речевые ошибки и недочёты.
Как известно, текст можно рассматривать с нескольких сторон: информативного содержания, структуры, стилистической оформленности, коммуникативно-прагматического воздействия.
Все ошибки и недочёты учащихся при создании и воссоздании речевых высказываний можно разделить на три основные группы. Оценивая содержание детских работ, учитель определяет соответствие речевого высказывания избранной теме и её границам; наличие основной мысли и её соотнесённости с темой (предметом речи); достоверность, отсутствие фактических ошибок.
При оценке структуры созданного ребёнком текста учитывается последовательность и логичность изложения темы, композиционная стройность высказывания, умение планировать своё сообщение, систематизировать материал, избегая повторений.
Речевое оформление высказывания оценивается в зависимости от соответствия его избранному типу текста и стилю речи, от богатства речи, использования разнообразных фонетических, лексических средств, точности и выразительности речи, отсутствия речевых ошибок и недочётов.
Среди ошибок выделяют следующие:
- Пропуск главных частей и важных фактов.
- Искажение содержания, фактические ошибки.
- Нарушение логической последовательности, нарушение связи между фактами и событиями.
- Повторное возвращение к одному и тому же факту.
- Неумение делить текст на части.
- Неправильное определение границ предложений в тексте.
- Нарушение порядка слов в предложении.
- Неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов.
- Неоправданный пропуск слова.
- Неправильное или неточное употребление слова (без учёта оттенков его значения, экспрессивной окраски, стилистической принадлежности).
- Неправильное согласование и употребление слов в предложении, неправильное употребление местоимений, предлогов, союзов.
- Неправильное образование слова или его формы (словообразовательные и морфологические ошибки).