Словарь терминов и понятий

Академия Художеств в России — высшее учреждение в области пластических искусств. Была основана в 1757 году в Петербурге в традициях европейских академий как высшее художественное учебное заведение и просуществовала до 1918 года. Она сыграла положительную роль в развитии русской художественной культуры второй половины XVIII– начала XIXвеков, способствовала воспитанию русских национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России.

С середины XIX века в Академии художеств возобладали консервативные тенденции, но благодаря деятельности И.Е.Репина, А.И.Куинджи, П.П.Чистякова и других художников-педагогов она сохраняла значение школы профессионального мастерства.

Санкт-Петербург. Академия художеств
Санкт-Петербург. Академия художеств

Акварель — краски, разводимые водой, а также живопись этими красками. Основные качества акварели — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя.

И.И.Левитан. Осень
И.И.Левитан. Осень

Анималистический жанр (от лат. аnimal — животное) — жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению животных. Художников, у которых звери и птицы являются главными героями картин, называют анималистами. К ним относятся, например, русские художники В.А.Ватагин, И.С.Ефимов, Е.И.Чарушин и др., удачно соединявшие понимание природы и любовь к животным с яркой образностью.

В.А.Ватагин. Пума канадская. 1946
В.А.Ватагин. Пума канадская. 1946

Бытовой жанр — один из традиционных жанров изобразительного искусства. Художники этого жанра брали темы и сюжеты из повседневной жизни человека, рассказывали о различных радостных и грустных событиях.

Картины бытового жанра, посвящённые  крестьянскому и городскому быту, писали русские   художники А.Г.Венецианов, П.А.Федотов, В.Г.Перов, И.Е.Репин, Б.М.Кустодиев и др. Например, на картине Б.М.Кустодиева «Масленица» изображены традиционные народные гуляния. Труд и крестьянский быт отразил в своих картинах художник XX в. А.А.Пластов.

В.Г.Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом
В.Г.Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом

Виды искусства — различные формы эстетической деятельности, художественного творчества человека, представляющие художественно-образные формы освоения мира (изобразительное искусство, архитектура, литература, музыка, театр и др.). К видам изобразительного искусства относятся живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство:

Хохлома
Хохлома
Вологодское кружево
Вологодское кружево

Жанр — в изобразительном искусстве понятие, включающее в себя совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем, предметом изображения. Соответственно различают жанры исторический, бытовой, батальный, портрет, натюрморт, пейзаж. В произведениях живописи можно встретить и сочетания разных жанров или их элементов.

Жанр ведута (городской пейзаж):

Фёдор Алексеев. Красная площадь в Москве
Фёдор Алексеев. Красная площадь в Москве

Живопись — один из основных видов изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность (холст, дерево, картон, стена). В основе художественных средств живописи лежат композиция, цвет (колорит), светотень и линия, с помощью которых художники передают идейный замысел произведения, достигают высокой точности в передаче изображаемого.

Андрей Рублёв. Троица (основа: дерево, краски: темпера)
Андрей Рублёв. Троица (основа: дерево, краски: темпера)

Замысел — в искусстве конкретное и целостное представление об основных чертах содержания и формы художественного произведения, сложившееся в творческом воображении художника до начала практической работы над ним, его предвосхищение.

Замысел может изменяться в процессе работы над произведением, продолжающейся иногда в течение долгого времени.

Воплощённый замысел отличается от первоначального, так как в ходе работы он может постоянно уточняться, дополняться, конкретизироваться, что объясняется углублением понимания самого замысла автором, изменениями в мировоззрении, в духовной жизни художника, развитием его творческой фантазии.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1483-1486 (слева) и 1495-1508 (справа)
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1483-1486 (слева) и 1495-1508 (справа)

Зарисовка — рисунок с натуры, выполненный вне мастерской, используется ради упражнений и со специальной целью (собирания материала для более значительной работы, запечатления в памяти того, что произвело на художника сильное эмоциональное впечатление, и др.) В отличие от наброска, в зарисовке могут быть тщательно разработаны некоторые детали.

Леонардо да Винчи. Шёлковая ткань, зарисовка 1495 г.
Леонардо да Винчи. Шёлковая ткань, зарисовка 1495 г.

В этой зарисовке художник отрабатывает упор женской руки в бок. Рука укрыта рукавом платья. Судя по мягким складкам, эта ткань принадлежит к недешёвым разновидностям, возможно, это шёлк. Положение руки изгибает материал рукава, создавая на нём различные складки, которые и изобразил художник, с присущей ему тщательностью и точностью. Сама рука не изображается — лишь намёк на изогнутую кисть, упёртую тыльной стороной в предполагаемый бок женщины. Каждый штрих на картинах Леонардо был отработан максимально тщательно, многократно выверен и перепроверен художником для отражения изображения, точно повторяющего оригинал.

Изобразительное искусство — раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику и ДПИ. Изобразительное искусство отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, создаёт изображение мира на плоскости и в пространстве.

Великоросс, Женщина Саратовской губернии, Олонецкая женщина — фарфоровые фигуры серии Народы России (Императорский Фарфоровый Завод), XIX век
Великоросс, Женщина Саратовской губернии, Олонецкая женщина — фарфоровые фигуры серии Народы России (Императорский Фарфоровый Завод), XIX век

Иллюстрация — область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературного произведения, наглядное изображение, рисунок в тексте книги. Иллюстрация участвует в художественном оформлении книги, журнала. Её содержание обусловлено содержанием и важнейшими особенностями литературного произведения, служит образным пояснением, дополнением текста. Известными мастерами русской книжной иллюстрации были М.А.Врубель, А.Н.Бенуа, И.Я.Билибин, В.М.Конашевич, Т.А.Маврина и др.

Иван Билибин. Иллюстрация к Сказке о золотом петушке А.С.Пушкина
Иван Билибин. Иллюстрация к Сказке о золотом петушке А.С.Пушкина

Исторический жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению исторических деятелей и событий, общественно значимых явлений в истории. Он переплетается с другими жанрами, но особенно тесно связан с батальным. Это один из самых древних жанров. Наиболее известные русские художники, писавшие в этом жанре, — И.Е.Репин, В.И.Суриков, Н.К.Рерих, А.А.Дейнека.

А.А.Дейнека. Оборона Севастополя
А.А.Дейнека. Оборона Севастополя

Картина — холст, полотно, законченное произведение живописи, в котором художник отображает различные стороны жизни. Картина предназначена для восприятия зрителями.

В отличие от этюда и эскиза, картина — завершённое произведение и воплощает в себе авторский замысел. Картины крупнейших живописцев — вершины искусства, отразившие их понимание и образное воплощение мира.

Известны картины, ставшие общественным событием, поскольку отражали в себе историческую и духовную жизнь народа («Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Явление Христа народу» А.А.Иванова, «Фашист пролетел» А.А.Пластова).

А.А.Иванов. Явление Христа народу
А.А.Иванов. Явление Христа народу

Колорит (от лат. color — цвет) — сочетание, соотношение красок в картине по тону, по насыщенности цвета. Колорит — одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи.

Колорит может быть сочным ярким, броским или нежным, спокойным, неярким. Колорит, построенный на красных, жёлтых, оранжевых тонах, называется тёплым; на зелёных, синих, фиолетовых — холодным. Тёмные тона создают мрачный колорит.

Колорит помогает художнику раскрыть смысл картины, передать её настроение. Среди русских художников особенно щедро чувством колорита были наделены В.И.Суриков, К.А.Коровин и др.

Константин Коровин. Цветы и фрукты
Константин Коровин. Цветы и фрукты

Композиция (от лат. compositio — сочинение, составление, связывание) — построение произведения, обусловленное особенностями данного вида искусства, содержанием, назначением, замыслом автора.

В картине — это расположение предметов на плоскости холста. Художник располагает детали — линии, пятна цвета и света так, чтобы сделать произведение цельным и выразительным. Своей композицией художник не только показывает происходящее, но одновременно и объясняет его. Композиция придаёт произведению единство и завершённость.

Василий Кандинский. Композиция VII
Василий Кандинский. Композиция VII

Марина (от лат. marinus — морской) — произведение пейзажной живописи, посвящённое изображению моря. Основное в жанре марины — воплощение морской стихии в том или ином её состоянии и в разное время дня, а также борьба человека с ней. Художник, специализирующийся в данной области, называется маринистом. Выдающимся маринистом был видный русский живописец И.К.Айвазовский.

И.К.Айвазовский. Буря на море ночью
И.К.Айвазовский. Буря на море ночью

Набросок — в изобразительном искусстве (рисунок, живопись и скульптура) произведение небольших размеров, быстро и бегло исполненное художником с целью фиксации отдельных наблюдений или возникших в ходе работы замыслов. Набросок может исполняться как с натуры, так и по памяти или по воображению.

Антуан Ватто. Дама на качелях
Антуан Ватто. Дама на качелях

Натюрморт — жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению неодушевлённых предметов, размещённых в реальной бытовой среде и организованных в единую группу. Натюрморт воспроизводит предметы обихода, атрибуты какой-либо деятельности, цветы и плоды, снедь, битую дичь, выловленную рыбу и др.

Специфика натюрморта предполагает внимание художника к особенностям формы, структуры, поверхности изображаемых предметов, их деталям, взаимному расположению в пространстве. Мастерами натюрморта являются П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Куприн, Р.Р.Фальк и др.

Пётр Кончаловский. Букет
Пётр Кончаловский. Букет

Образ художественный — способ и форма воплощения действительности в искусстве, обобщённое художественное отражение действительности, облачённое в форму конкретного индивидуального явления. Художественный образ является средством выражения идеи произведения.

Автор может дать в произведении (картине) несколько образов — природы, предмета, среды, персонажей. Но все они вместе выражают эмоционально-личностное отношение автора к действительности. Восприятие произведения искусства делает образ всеобщим достоянием, но одни и те же образы могут по-разному восприниматься людьми разных эпох и стран.

Образы, созданные талантливыми художниками, живут на протяжении многих эпох, сохраняя свою художественную силу (например, «Джоконда» Леонардо да Винчи).

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда)
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда)

Пейзаж — жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению естественной или изменённой человеком природы. Отдельные художественные произведения этого жанра также называются пейзажем. Главным в пейзаже является избранный художником природный мотив, а отдельные фигуры людей или животных играют лишь вспомогательную роль, являясь средством дополнения и оживления пейзажа.

К разновидностям пейзажного жанра относятся сельские, городские, индустриальные, парковые, морские (марины) пейзажи.

По художественно-образной сущности пейзажи могут быть:

В XIX веке мастера пейзажа, открывшие пленэр (работа художника в самой природной среде), как бы вдохнули новую жизнь в этот жанр, привнесли новые возможности в живописную передачу природы. К таким мастерам можно отнести русских художников А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, В.Д.Поленова, Ф.А.Васильева, И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина, А.И.Куинджи, К.Ф.Юона, И.Э.Грабаря, А.А.Рылова.

Фёдор Васильев. Мокрый луг
Фёдор Васильев. Мокрый луг

Передвижники (Товарищество передвижных художественных выставок) — демократическое объединение русских художников, сыгравшее выдающуюся роль в русском искусстве второй половины XIX века. Основано в Петербурге по инициативе И.Н.Крамского. Первая выставка передвижников состоялась в 1871 году.

Поддержку и внимание к своей деятельности передвижники нашли у русской демократической интеллигенции, передовой художественной критики (В.В.Стасов), П.М.Третьякова, покупавшего их картины для своей галереи. В творчестве передвижников получили развитие все основные жанры изобразительного искусства, они реально изображали мир со свойственной ему красотой:

Выставки передвижников вызывали всеобщий интерес. Наследие их является гордостью русского искусства.

Иван Крамской. Неизвестная
Иван Крамской. Неизвестная

Персонаж — действующее лицо, предмет жанровой живописи.

Павел Федотов. Свежий кавалер
Павел Федотов. Свежий кавалер

Перспектива — в изобразительном искусстве способ изображения объёмных тел на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком. В истории искусства выделяют линейную, обратную и воздушную перспективу.

Линейная перспектива позволяет художнику за счёт перспективного сокращения предметов в пространстве  создавать иллюзию глубины на двухмерной плоскости, имеющей только высоту и ширину.

Обратная перспектива, сложившаяся в средние века, обращена вершиной не вглубь изображения, а к зрителю.

Воздушная перспектива помогает передавать изменения цвета в зависимости от удаления предметов в пространстве. Происходит последовательное  уменьшение чёткости удалённых предметов, которые сочетаются с очень высокой точкой зрения.

В современном искусстве перспектива рассматривается  как изобразительно-выразительное средство, позволяющее решать определённые художественные задачи.

Линейная перспектива (прямая):

Клод Моне. Аржантёй, вид с малого рукава Сены
Клод Моне. Аржантёй, вид с малого рукава Сены

Пленэр (от франц. pleinair, букв. «открытый воздух») — передача в живописи изменений цвета, красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных условиях, под воздействием солнечного света и воздуха. Пленэрная живопись предполагает художников на открытом воздухе, а не в мастерской, требует непосредственного изучения натуры для наиболее полного и реального её воспроизведения. Русские пейзажисты В.Д.Поленов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Э.Грабарь, В.А.Серов оказали значительное влияние на развитие пленэра в русской живописи.

Пьер Огюст Ренуар. Сена возле Асньера (Ялик)
Пьер Огюст Ренуар. Сена возле Асньера (Ялик)

Портрет — один из самых распространённых жанров изобразительного искусства, в котором воссоздаётся облик определённых людей, человеческой индивидуальности. Портрет может изображать одного или несколько людей. Различают парадные и кабинетные, парные и групповые портреты. Особое место занимают автопортреты.

В портрете художник стремится передать не только внешнее сходство с изображаемым человеком, но и внутренний мир своего героя.

Мастерами портрета были русские художники А.Г.Венецианов, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, И.Е.Репин, В.А.Серов, М.В.Нестеров, П.Д.Корин и др.

Василий Тропинин. Портрет А.С.Пушкина
Василий Тропинин. Портрет А.С.Пушкина
Орест Кипренский. Портрет А.С.Пушкина
Орест Кипренский. Портрет А.С.Пушкина

Репродукция — массовое воспроизведение полиграфическими, фотографическими или другими средствами произведений изобразительного искусства, преимущественно в уменьшенном масштабе.

Энди Уорхол. Микки
Энди Уорхол. Микки

Рисунок — изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Основу рисунка составляют линия, штрих, светотеневые пятна, оставляемые специальным инструментом (карандашом, пером, кистью, углём и т. д.) на поверхности, преимущественно бумаги. Главные виды художественного рисунка — станковый рисунок, эскиз, этюд, зарисовка с натуры и т. д.

Микеланджело. Дизайн гробницы папы Юлия II
Микеланджело. Дизайн гробницы папы Юлия II

Русский музей в Санкт-Петербурге — крупнейшее в России наряду с Третьяковской галереей собрание русского и современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Русский музей был учреждён в 1895 году, а открыт в марте 1898 г. в здании Михайловского дворца, построенного К.И.Росси в 1819-1825 гг. и являющегося выдающимся произведением русской архитектуры. Основой собрания музея стали картины, преданные из Эрмитажа, Академии художеств, Александровского дворца в Царском селе, в числе которых были такие шедевры русской живописи, как «Последний день Помпеи» К.П.Брюллова, «Девятый вал» И.К.Айвазовского, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Е.Репина и др.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи
Карл Брюллов. Последний день Помпеи

Светотень — одно из основных средств изобразительного искусства, градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющее воспринимать объём, форму, особенности поверхности предмета или фигуры и окружающую световоздушную среду.

Сюжет — в изобразительном искусстве изображение  конкретного события, ситуации. Сюжет близок к теме, конкретизирует её, помогает определить характер персонажей, их взаимоотношения. Сюжет наиболее ярко выражен в произведениях исторического, батального и бытового жанров. Но его элементы могут присутствовать и в произведениях других жанров.

Рафаэль. Сикстинская мадонна
Рафаэль. Сикстинская мадонна

Тема — в изобразительном искусстве объект художественного изображения, основной круг жизненных явлений, проблем, положенных в основу художественного произведения и составляющих один из элементов его содержания. Тема имеется у каждого произведения изобразительного искусства, она тесно связана с его идеей. Тема конкретизируется и композиционно оформляется в сюжете. Тема в изобразительном искусстве выступает как основа для выделения жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры).

Фёдор Рокотов. Портрет А.П.Струйской
Фёдор Рокотов. Портрет А.П.Струйской

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас.

Её глаза, как два тумана,
Полуулыбка, полуплач.
Её глаза, как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Предвосхищенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза…

Николай Заболоцкий

Третьяковская Галерея в Москве — крупнейший в мире музей русского искусства, один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России. Основана в 1856 г. выдающимся деятелем русской художественной культуры, известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым. Как Савва Иванович Мамонтов, П.М.Третьяков был истинным другом художников. Своё состояние он употреблял на приобретение картин как знаменитых, так и никому не известных художников, если видел в них талант и преданность искусству. В 1892 г. он передал своё собрание вместе с коллекцией младшего брата С.М.Третьякова в дар Москве. 16 мая 1893 года состоялось торжественное открытие галереи, которой в память об известном меценате было присвоено его имя. В музее находятся произведения, отражающие все основные этапы развития русского изобразительного искусства, начиная с XI в.

Государственная Третьяковская галерея (историческое здание, проект главного фасада предложен Виктором Васнецовым)
Государственная Третьяковская галерея (историческое здание, проект главного фасада предложен Виктором Васнецовым)

Формат — размеры (длина и высота) произведения искусства (картины, графического листа), книги, журнала, газеты. Выбор формата (горизонтального, вертикального — по преобладающим линейным размерам, квадратного, большего или меньшего) в большей мере определяет характер и композицию будущего произведения или издания и характер производимого им впечатления.

Формат тондо (круглый):

Микеланджело Меризи да Караваджо. Медуза Горгона

Фотомонтаж — композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, иногда дополненная графическими элементами.

Фотомонтаж
Фотомонтаж

Художник — специалист, профессионально работающий в области изобразительного искусства, практически ведущий творческую работу в области живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В более широком значении — человек, который творчески работает в какой-либо области искусства, мастер, наделённый художественным дарованием, творческим воображением, самостоятельностью в разработке и воплощении замысла. В отличие от ремесленника, не только владеет техникой своего искусства, но способен подчинять её созданию образов, соответствующих идее произведения и отражающих мировоззрение художника.

Михаил Нестеров. Портрет скульптора Веры Мухиной
Михаил Нестеров. Портрет скульптора Веры Мухиной

Цвет — основное средство художественного языка живописи. С помощью цвета воспроизводятся форма и материал изображаемых объектов, передаются пространственные отношения, освещение, воздушная среда. Художник использует цвет не только для передачи окраски предмета, но и для выражения своих мыслей, чувств, отношения к изображаемому. Цвет активно воздействует на сознание и эмоции человека, волнует и успокаивает его, вызывает то или иное настроение.

Василий Кандинский. Цветной ансамбль
Василий Кандинский. Цветной ансамбль

Эскиз — предварительный, неоконченный рисунок, художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и фиксирующее её замысел, основные композиционные или колористические средства. Для исполнения значительного произведения художник может использовать целую серию эскизов и этюдов с различной степенью законченности — от набросков до тщательно выполненных композиций.

Александр Иванов. Фигура Христа. Эскиз к картине Явление Христа народу
Александр Иванов. Фигура Христа. Эскиз к картине Явление Христа народу
Александр Иванов. Эскиз композиции картины Явление Христа народу
Александр Иванов. Эскиз композиции картины Явление Христа народу
Александр Иванов. Голова раба. Эскиз к картине Явление Христа народу
Александр Иванов. Голова раба. Эскиз к картине Явление Христа народу

Этюд — художественное произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполняемое, в отличие от эскиза, с натуры для тщательного её изучения. В этюдах художник ищет образы, разрабатывает детали задуманного произведения. Иногда этюды, особенно живописные, могут иметь самостоятельное художественное значение. Таковы некоторые пейзажные этюды русских художников А.А.Иванова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана, И.И.Шишкина, в частности его этюд «Сосны, освещённые солнцем», рассматриваемый как законченная картина.

Виктор Васнецов. Этюд сидящей девочки к картине Алёнушка
Виктор Васнецов. Этюд сидящей девочки к картине Алёнушка
PGlmcmFtZSB3aWR0aD0iMTAwJSIgaGVpZ2h0PSIxMDAlIiBzcmM9Imh0dHBzOi8vd3d3LnlvdXR1YmUuY29tL2VtYmVkL3R2S2hqb19FVi1FP3JlbD0wIiBmcmFtZWJvcmRlcj0iMCIgYWxsb3dmdWxsc2NyZWVuPjwvaWZyYW1lPg==