№ урока | Тема урока | Формируемые знания и умения | |
---|---|---|---|
Этап 1 Повторение признаков текста. Тема и основная мысль текста |
|||
1 | Подробное изложение текста по вопросам (части текста напечатаны на отдельных полосках бумаги) | Знания о признаках текста (теме, основной мысли, последовательности частей, заголовке). | |
2 | Редактирование текста изложения | Умение находить и исправлять ошибки в тексте. Умение выделять части в тексте. | |
Этап 2 Выделение из общей работы с текстом ведущих умений |
|||
3 | Подробное изложение текста (текст даётся без заголовка) | Умение озаглавить текст. Умение использовать в изложении языковые средства выразительности для передачи авторского отношения. | |
4 | Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья» | Умение проводить наблюдения по данной теме. Умение выразительно описывать свои наблюдения. | |
Этап 3 Отработка умений, связанных с построением текста |
|||
5 | Подробное изложение по коллективно составленному плану | Умение определять главную мысль текста. Умение отражать главную мысль в заголовке. Умение делить текст на части и составлять план. | |
6 | Редактирование текста изложения | Умение отражать главную мысль в заголовке текста. Умение полно раскрывать микротему текста. Умение исправлять ошибки на пропуск существенного. | |
7 | Сочинение с заданной структурой текста «Поездка в Петербург» | Умение определять тему частей в тексте. Умение строить части текста. Умение раскрыть главную мысль в своём тексте. | |
8 | Редактирование текста сочинения | Умение раскрывать тему и главную мысль в своём тексте. Умение строить части текста. | |
9 | Сочинение по серии картинок «Лиса и вороны» | Умение определять и раскрывать основную мысль в сочинении. Умение связывать части и предложения в тексте. | |
10 | Сочинение по картине «На горке» | Умение рассматривать картину и передавать её содержание. Умение составлять план сочинения. | |
Этап 4 Знакомство со структурой повествовательного текста |
|||
11 | Подробное изложение с творческими дополнениями | Ознакомление со структурой повествовательного текста. Умение составлять план текста. Умение точно употреблять слова в тексте. | |
12 | Подробное изложение по деформированному тексту | Умение определять последовательности частей в повествовательном тексте. Умение пользоваться средствами языковой выразительности. | |
13 | Сочинение по серии картинок Н.Радлова «Находчивые лягушата» | Умение создавать повествовательный текст. Умение использовать в своём тексте средства языковой выразительности, передающие состояние и чувства героев. | |
14 | Выборочное изложение (требуется передача одного эпизода) | Умение выбрать отрывок, соответствующий теме. Умение составлять вводную и заключительную части текста. | |
15 | Выборочное изложение (требуется отбор материала из разных частей текста) | Умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа. Умение составлять план текста. | |
16 | Редактирование текста выборочного изложения | Умение перестраивать предложения исходного текста. Умение соотносить тему выборочного изложения с содержанием текста. | |
17 | Краткое изложение | Умение определять тему и основную мысль текста. Умение сокращать текст. | |
Этап 5 Ознакомление с текстом типа описания |
|||
18 | Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот» | Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения. Умение определять и раскрывать тему в сочинении. Умение использовать антонимы в описании. | |
19 | Редактирование текста сочинения | Умение дополнять написанное. Умение подбирать слова для точной передачи наблюдений. | |
20 | Сочинение с элементами описания по картине «Прилёт птиц» | Умение последовательно и связно описывать содержание картины. Умение раскрывать тему и основную мысль в тексте. | |
21 | Редактирование текста сочинения по картине | Умение раскрывать тему и основную мысль в описании картины. Умение связывать предложения и части текста. | |
22 | Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка» | Ознакомление с особенностями описательного текста. Умение использовать прилагательные в описательном тексте. | |
23 | Сочинение-описание игрушки в деловом стиле | Умение различать деловой и художественный стили речи. Умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем речи. | |
Этап 6 Обучение совершенствованию текста |
|||
24 | Изложение текста типа рассуждения | Ознакомление с рассуждением, его структурой. Умение отличать рассуждения от других типов речи. | |
25 | Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие» | Умение распознать типы речи. Умение использовать элементы рассуждения в тексте сочинения. | |
26 | Сочинение «Письмо другу» | Знакомство с жанром письма. Умение писать письма. | |
27 | Итоговое изложение | Умение подготовиться к изложению. Умение проверить свою работу. |