Текст сказки
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.
Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинёшеньки.
Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
— Подожди, братец, дойдем до колодца.
Шли-шли — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
— Не пей, братец, телёночком станешь!
Братец послушался, пошли дальше.
Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше.
Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Иванушка говорит:
— Сестрица Алёнушка, мóчи нет: напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, козлёночком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…
Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Залилась Алёнушка слезами, села под стожок — плачет, а козлёночек возле нее скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
— О чём, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду.
Купец ей говорит:
— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж. Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живёт, ест-пьёт с Алёнушкой из одной чашки.
Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и так-то ласково начала звать её купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.
Одному козлёночку всё было ведомо. Повесил он голову, не пьёт, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:
— Алёнушка, сестрица моя!..
Выплынь, выплынь на бережок…
Узнала об этом ведьма и стала просить мужа — зарежь да зарежь козлёнка…
Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему. А ведьма так пристает, так упрашивает, — делать нечего, купец согласился:
— Ну, зарежь его…
Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.
Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:
— Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
— Ну, сходи.
Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Алёнушка из реки ему отвечает:
— Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.
А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:
— Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.
Пошел слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёхонько зовет:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
А из реки ему отвечают:
— Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.
Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели её в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.
А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.
Подготовка учителя
Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» является одной из известнейших работ автора. Она написана на сюжет к русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Как говорит сам автор, этот образ давно был в его воображении, однако глубину печали в выражении образа девушки он случайно увидел в Ахтырке, встретив одну сельскую простоволосою девушку. «Каким-то особым русским духом веяло от неё», — так охарактеризовал её сам художник. Картина «Алёнушка» написана маслом в 1881 году.
В центре картины изображена прекрасная юная девушка, которая сидит на камне у заросшего озера. От изнеможения и глубокой грусти она опустила голову на колени, а в выражении её глаз можно прочитать, что силы уже на исходе и она вот-вот расплачется. В её грустных глазах изображена вся глубина неимоверной печали. Её длинные растрепанные волосы свисают в разные стороны. А ситцевый сарафан изорван. Видимо, ей пришлось очень много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата. Босые ноги ещё больше усиливают понимание того, что она забыла о себе и, вообще, обо всём на свете, и ей сейчас важно только одно — найти своего братца Иванушку.
На картине запечатлена минута отдыха и умиротворения, даже сама природа в этом солидарна. Ровная гладь озера, совершенно спокойные деревья, даже верхушки их не шелохнутся. Время года, изображённое на картине, — позднее лето. Ещё стоит совершенно зелёный камыш на краю озера, на втором плане картины изображены зелёные молодые березки и осины. А в глубине леса виднеются молодые ёлки с хорошо отросшими за лето верхушками. Однако на глади озера уже лежат первые опавшие листочки, значит, скоро осень.
Картина «Алёнушка» навевает грусть, очень жаль бедную девушку. Мастер изобразил событие очень проникновенно и реалистично. Полотно написано, в основном, в зелёных красках. Картина настолько яркая, что кажется, вот-вот оживёт и предстанет в реальности и девушка, и лес, и озеро. Критики того времени называли эту работу В.М.Васнецова одной из лучших картин русской школы живописи.
Подготовка учащихся
Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» рассматривается после чтения русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Сказка повествует нам об Алёнушке, но описания героини в сказке нет.
После прочтения можно дать на дом детям задание:
- представить Алёнушку, её внешний облик,
- подобрать слова, характеризующие девушку,
- нарисовать рисунки.
Перед уроком учитель оформляет выставку детских рисунков.
Урок обучающего сочинения по картине
Задачи урока:
- формировать отличие картины от иллюстрации к художественному произведению;
- формировать умение выделять микротемы в описании;
- развивать умение составлять план и придерживаться его при составлении связанного текста.
Оборудование:
- Репродукция картины В.М.Васнецова «Алёнушка»
Ход урока
(Чтобы ознакомиться со всеми этапами урока, кликаем на «плюсики»)
1. Рассматривание картины
- В сказке мы узнаём, что происходит с Алёнушкой. А какой она вам представляется? (Добрая, спокойная, ласковая, красивая, внимательная, заботливая, скромная.)
- Учитель предлагает из всех детских рисунков выбрать те, которые соответствуют словесной характеристике героини.
- Когда и в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки? (Когда её брат превратился в козлёночка, когда её утопила злая ведьма.)
- Как вы себе представляете облик Алёнушки в тот момент, когда случилась беда? (Она была грустной и печальной.)
- Художник В.М.Васнецов поможет нам сегодня увидеть Алёнушку. Он написал свою картину по мотивам русской сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление об Алёнушке от представлений художника? (Нет, художник изобразил героиню, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козлёночка. Алёнушка очень грустна и печальна.)
- Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? (Это не иллюстрация. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями, взятыми из её содержания. В сказке злые люди утопили Алёнушку, козлёночек прибежал к омуту, зовёт сестрицу. Здесь нет ни ведьмы, ни козлёночка.)
- Да, это не иллюстрация, это картина, на которой Васнецов показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает своё отношение к ней. Васнецов не старался передать в точности историю про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Он как бы вспомнил все сказки про детей-сирот — бедных, несчастных, обиженных, но добрых, трудолюбивых, щедрых. Народ всегда говорит о них с любовью. И Васнецов в картине передал эту любовь.
- Звучит задумчивая, грустная русская народная музыка, дети рассматривают картину. Учитель просит обратить внимание на позу девушки, рассмотреть природу, которая окружает её.
2. Беседа по картине
- Закройте глаза, попробуйте представить себе эту картину и скажите, что вы видите ярче всего. (Ребята называют Алёнушку, выделяя её печальное лицо позу.)
- Посмотрите и подумайте, почему художник изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины. (Она — главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на неё внимание.)
- Где находится наша героиня? (Она сидит у озера на камне.)
- В какой позе изобразил её художник? Почему? (Алёнушка положила голову на камень, ей грустно, она о чём-то печалится, смотрит на воду, пригорюнившись.)
- Какое у Алёнушки настроение?
У детей карточки с лексическим словарём настроений. Учитель помогает учащимся с подбором слов, характеризующих настроение героини, и одновременно записывает слова на доске. (Одинокая, грустная, задумчивая, печальная, унылая, безрадостная, пригорюнившаяся, подавленная.) - Как вы думаете, почему грустит Алёнушка? (Она грустит о своём братце, печалится о том, что она сиротинушка, одна-одинёшенька.)
- А с помощью каких средств художник сумел показать нам, что эта девочка сиротиночка? Как отразил в картине своё отношение к ней? (Алёнушка бедно одета, на ней старенькая выцветшая кофта, старый сарафан, она босиком. Лицо у неё хотя и печальное, но красивое и доброе. Она очень обаятельна.)
- Опишите всё, что находится на картине на заднем плане. (Позади Алёнушки лес густой, тёмный, таинственный. Он немного страшный и загадочный. Вода в озере тоже тёмная, глубокая, в ней отражается темный лес.)
- Как художник показал нам, что приближается осень? (Жёлтые листья плавают в воде, желтые листочки и на тоненьких берёзках.)
- Случайно ли художник выбрал именно это время года? (Осенняя природа грустная. Здесь природа как бы тоже грустит вместе с Алёнушкой. Природа помогает нам понять состояние души девушки. Лес тёмный и на душе у Алёнушки темно. В лесу нет ни единого лучика, и на душе у девушки нет ничего светлого и радостного.)
- Для того чтобы передать настроение героини, художник использует несколько художественных приёмов — освещение и выбор красок. Свет падает на лицо девушки, чтобы на тёмном фоне выделить его для зрителя. Краски, которые использует художник, помогают нам лучше понять настроение героини.
Вместе с учителем ребята приходят к следующему выводу: поза Алёнушки, выражение её лица, одежда, тёмный лес, наступление осени, отсутствие ярких и радостных тонов — всё вместе создаёт печальное грустное настроение. - Не кажется ли вам, что кто-то ещё грустит вместе с Алёнушкой? (Это птички. Им как бы хочется помочь Алёнушке. Они сидят рядом, на берёзке, смотрят на Алёнушку. Но ничем не могут помочь. Скоро они должны покинуть родные края.)
3. Работа по раскрытию замысла картины
- Попробуйте сформулировать своё отношение к Алёнушке. (Нам она очень нравится, но нам её жалко, её грусть передаётся и нам.)
- А как сам художник относится к своей героине? (Художник с большой любовью показал нам Алёнушку, её чувства. Живописуя природу, он как бы передал нам своё грустное, печальное настроение. «Алёнушка» — его любимая картина. В ней он сострадает своей героине.)
Вывод: художник хотел донести до нас образ простой, но милой крестьянской девушки. Картина нас трогает и волнует, заставляет переживать вместе с героиней.
4. Выявление основных микротем картины
Учитель на доске записывает микротемы, класс подбирает к ним опорные слова.
Лес | Небо | Озеро |
дремучий тёмный таинственный тревожный |
серое осеннее пасмурное неласковое |
глубокое холодное тёмное печальное |
5. Составление плана сочинения
Примерный план может выглядеть так:
а) Художник и его картины.
б) Образ Алёнушки.
в) Что помогает нам понять настроение героини?
г) Наше отношение и отношение художника к героине.
6. Составление рассказа по картине
Учащимся предлагается составить несколько устных описаний:
- Алёнушки
- Леса
- Озера
- Приближающейся осени
- Осенних звуков
7. Рассказ по картине
Учащиеся составляют мини-описания, рассказывают, исправляют, редактируют. Затем идёт составление всего рассказа. Учитель просит подумать над последовательностью расположения этих частей в сочинении.
8. Письменное сочинение по картине
Можно дать учащимся на дом задание творчески дополнить сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» с помощью составленного описания.
Скачать разработку урока
Работа над редактированием текста
- Оценка учителем результатов работы класса в целом.
- Зачитывание учителем отдельных удачных и неудачных словосочетаний, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ.
- Зачитывание удачных сочинений или отрывков самими детьми (Найди самое удачное место в своём сочинении и прочитай его. Попробуй объяснить, почему оно показалось тебе самым удачным.)
- Работа над ошибками (групповая и индивидуальная).
Пример сочинения
Сочинение Чуриной Айнур, ученицы 4 класса 132 лингвистической гимназии г. Алматы
Передо мной картина В.Васнецова «Алёнушка». Художник написал её по русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Но воодушевила его к написанию этой картины реальная девушка. Её он увидел в усадьбе Ахтырка, где художник рисовал пейзажи.
На картине я вижу грустную девушку. Она сидит на камне возле пруда и грустит. У Алёнушки порван сарафан и растрёпаны волосы. Наверно, она долго бегала по дремучему лесу в поисках братца Иванушки. Колючие ветки цеплялись за её волосы и одежду, мешая ей в поисках. Уставшая, она присела отдохнуть на берегу пруда.
Я не вижу на картине солнышка. А вода в пруду такая тёмная! По воде плавают жёлтые листочки, значит, наступила осень. Сама природа грустит вместе с Алёнушкой.
Девушка нарисована как живая! И вся природа как настоящая, не хватает только звуков леса. Но мне не очень понравилась эта картина, потому что она грустная, жалко Алёнушку. А ведь сама сказка заканчивается хорошо!