Василий Иванович Суриков родился в небогатой казачьей семье в Красноярске 24 января 1848 года. Предки его пришли в Сибирь при царе Иване Грозном вместе с отрядами Ермака. Суриков очень гордился своими предками. В детстве мальчик слышал семейные предания и рассказы о казачьей вольнице. Ему нравились люди сильные духом, смелые, «ярые сердцем», как он сам говорил.
В уездном училище, где учился Суриков, учитель рисования Гребнёв заметил способности мальчика и стал серьёзно заниматься с ним живописью. В судьбе талантливого юноши принял участие губернатор Красноярска П.Н.Замятин, предложив на одном из обедов собрать средства для отправки Сурикова в Петербург в Академию художеств. В феврале 1869 года Суриков приехал в Петербург, но поступить в Академию ему тогда не удалось. Он посещал рисовальную школу Общества поощрения художников. В августе 1869 года юноша был принят в Академию.
Во время учёбы Суриков был первым учеником, неоднократно получал за свои работы премии и медали. В 1875 году он окончил Академию с золотой медалью и сразу же переехал в Москву. В Москве художник начал работать над исторической картиной из эпохи Петра I «Утро стрелецкой казни». Художник изучал историю стрелецкого бунта, памятники старины. Он рассказывал: «Я на памятники смотрел как на живых людей, расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали, вы свидетели?»
Суриков изобразил в картине момент, предшествовавший казни. В центре внимания четыре стрельца. Художнику удалось показать все оттенки переживаний и чувства стрельцов, всё разнообразие их характеров. И архитектура, и одежды, и все детали картины переданы художником с такой исторической достоверностью, что помогают зрителю оказаться в атмосфере происходящего. Художник обладал даром проникновения в глубь веков.
1 марта 1881 года картина была выставлена на IX выставке передвижников и вызвала живой отклик. Произведение приобрёл для своей галереи П.М.Третьяков. Суриков стал членом Товарищества передвижников.
Окрылённый успехом, Суриков задумал написать ещё одну картину из петровской эпохи. Его взволновала судьба любимца Петра I Меншикова. Опять началась подготовительная работа, изучение исторических материалов. Долго художник искал человека, похожего на Меньшикова. Однажды на улице он случайно встретил такого: огромного роста, мрачного. Художник пошёл вслед за ним. Ему пришлось затратить немало усилий, чтобы сначала познакомиться, а потом уговорить его позировать.
«Меньшиков в Берёзове» — картина, в которой художник в образах героев передал не только переживания, но всю их нелёгкую судьбу.
Следующая картина Сурикова — опять на историческую тему. И опять его увлекает сильная духом, «яркая сердцем» личность — раскольница боярыня Морозова.
Во времена царя Алексея Михайловича раскольниками назывались люди, боровшиеся против новых церковных обрядов. Народ поддерживал раскольников. Царь особенно жестоко преследовал боярыню Морозову, но ни тюрьма, ни пытки не сломили её духа, она умерла в тюрьме, так и не отказавшись от своей веры.
На картине мы видим, как закованную в цепи боярыню Морозову везут в дровнях на допрос. Чёрный силуэт её четко вырисовывается на фоне снега, саней, толпы.
Суриков всюду искал нужные ему детали. Иногда доходило до курьёзов. Однажды летом под Москвой он увидел старушку, идущую с посохом в руке. А Суриков как раз задумывал изобразить странников с таким посохом. Художник схватил свои краски и бросился за старушкой: «Бабушка! Бабушка! Дай посох!» Старушка испугалась и уронила посох. Подумала, что это разбойник.
Новая картина Сурикова была представлена на суд зрителей на XV передвижной выставке в 1887 году и покорила зрителей глубиной понимания истории, подлинным духом русской старины. «Суриков — просто гениальный человек. Подобной исторической картины у нас не было во всей нашей школе», — писал В.В.Стасов.
Вскоре после окончания картины «Боярыня Морозова» умерла жена художника. Суриков тяжело переживал её смерть, забросил живопись и уехал в Сибирь. Родные места, сибирская могучая природа вернули ему силу духа.
Художник пишет картины «Взятие снежного городка» (1891), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899). Эти картины отражали не драматические, переломные моменты русской истории, а славные подвиги народа, его героические дела.
Сурикову разрешили писать полотно о Суворове в залах Московского исторического музея. Оно было задумано огромных размеров — 5 метров в высоту и 4 метра в ширину. Работа длилась не один год. Но горы — как их написать в России? Надо ехать в Швейцарию, надо писать настоящие Альпы!
Много эскизов привёз Суриков из Швейцарии. Чтобы добиться выразительности в передаче движения солдат, он даже сам скатывался с гор. Художнику удалось передать тот единый порыв, который охватывает людей в ответ на призыв любимого полководца, заставляет проявлять чудеса храбрости.
Суриков был подлинно историческим живописцем. Он буквально жил образами истории. Такое проникновенное чувство эпохи, восприятия исторических событий с позиции человека сделали еговеликим историческим художником, равного которому не было в европейской живописи.