Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 мая 1830 года. Любовь к искусству зародилась у мальчика в раннем возрасте. Уже в двенадцать лет он легко справлялся с большими рисунками гуашью. В 1848 году Саврасов был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где был одним из лучших учеников.
В 1850 году Саврасов окончил училище, а в 1854-м уже получил звание академика за картину «Вид в окрестностях Ораниенбаума».
К числу лучших произведений Саврасова обычно относят «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Лосиный остров в Сокольниках», «Просёлок», «Могила на Волге». Но самой знаменитой и любимой остаётся небольшая картина, изображающая, казалось бы, обычный мотив из жизни природы, замеченный художником, — «Грачи прилетели».
Полон романтизма его пейзаж «Вид на Кремль в ненастную погоду». Но увлечение романтизмом длилось недолго. Желание полнее отразить мир природы отчётливо видно в картине «Пейзаж с рекой и рыбаком». Неяркие, нежные краски пейзажа, слегка тронутые золотистым светом восходящего солнца, высокое светлое небо с тающими в нём в нём облаками, голубая гладь реки — всё выражает гармонию и покой раннего летнего утра.
В картине «Сельский вид» художник изображает пасеку, старика-пасечника, шалаш, деревеньку с соломенными крышами. Здесь художник стремится показать самый непритязательный пейзажный мотив, природу, обжитую человеком. На картине всё естественно и жизненно правдиво.
На первой выставке Товарищества передвижников 1871 года появился пейзаж А.Саврасова «Грачи прилетели». Этой небольшой скромной картине была уготована счастливая судьба. «Весной русского пейзажа» называли её современники. Прошло более века, а эта картина всё так же популярна.
В основу картины были положены этюды, выполненные художником весной 1871 года в селе Молвитино Костромской губернии.
…На дворе холодный сырой март. Ещё стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже чувствуется приближение весны. Её очень ждут искривлённые берёзы, упрямо тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки, церковка с колокольней. Первые вестники весны — грачи деловито хлопочут над своими гнёздами. Всё очень скромно, непритязательно и буднично. Но картина наполнена искренним волнением, лирикой и поэзией. Художник даёт глубоко народный образ русской природы.
«С Саврасова, — скажет позднее его ученик Левитан, — появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
Картина была восторженно принята зрителями. П.М.Третьяков приобрёл её для своей галереи.
Расцвет творчества Саврасова совпал с организацией передвижных выставок. Художник принял своё самое горячее участие в делах этого объединения.
В 1873 году художник создаёт новую картину — «Просёлок». На ней мы видим размытую дождём проезжую дорогу, старые ветлы у обочины и широко раскинувшиеся поля спелых хлебов. Картина отличается живописностью, разнообразие цветов и оттенков помогает создать настроение праздника природы. Картина «Просёлок» демонстрирует высокое живописное мастерство Саврасова. Если в картине «Грачи прилетели» художник открыл душу русской природы, её поэтичность, то в «Просёлке» он раскрыл богатый мир её красок.
В 70-х годах Саврасов преподаёт в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ведёт пейзажный класс. Добрый и уступчивый в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим. «Ну, какая это верба, юноши? Не знаете — посмотрите. Десять раз посмотрите, потом рисуйте. Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. Мало знать, надо природу чувствовать», — говорил он, просматривая работы учеников. Любовь к родной природе, правдивое и проникновенное её изображение — всё это воспитывал Саврасов в своих учениках. А среди них были И.Левитан, К.Коровин, другие известные русские пейзажисты.
Бесконечная любовь Саврасова к родной земле служила постоянным источником творческого вдохновения. Как никто до него чувствовал Саврасов задушевную красоту русской природы. И именно эта красота, простая и привычная, изображённая на полотнах А.К.Саврасова, стала достоянием каждого из нас.
Судьба художника к концу 70-х годов стала, по словам Левитана, «беспросветна и трагична». Впавший в нищету, опустившийся, он умер в 1897 году во второй городской больнице в отделении для бедных.