Аркадий Александрович Пластов родился в семье крестьянина-иконописца. Его прадед был учеником Арзамасской школы живописи, дед — иконописцем и архитектором, отец расписывал вместе с дедом церковь, построенную в родном селе Прислониха по чертежам деда. Будущий художник тоже начал рисовать с раннего детства. А пятнадцатилетним подростком даёт себе клятву: «Быть только живописцем и никем более».
В 1908 году под нажимом отца Пластов поступает в Симбирскую духовную семинарию, но рисования не оставляет. Художественное образование он получил в Москве, где в 1917 году закончил скульптурное отделение Училища живописи, ваяния и зодчества. Дальнейшие годы были периодом упорного самообразования в области живописи. Но в 1932 году пожар уничтожил вместе с домом всю его творческую лабораторию, все заготовки к картинам.
А. А. Пластов вошёл в историю отечественного искусства как создатель ярких бытовых произведений. Темы и сюжеты для своих картин он черпал в близкой ему жизни деревни, в жизни и труде русских крестьян. Работы художника отличаются живым, непосредственным видением мира, его живопись широкая, темпераментная. Природа и человек в его произведениях всегда даны неразрывно.
Особенно интересны работы Пластова, выполненные во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.
Широкой известностью пользуется его картина «Фашист пролетел» (1942). Это жанровое полотно, в котором важную роль играет также проникновенно-лирический пейзаж. Образ осенней увядающей природы, созданный Аркадием Александровичем, в этом произведении, ещё более оттеняет трагедию гибели маленького человека, подчёркивает бессмысленную жестокость войны, несущей разрушение и смерть.
В картине «Жатва» (1945) звучит суровый драматизм. Она была написана в годы войны и овеяна её дыханием. Однако в то же время она написана удивительно задушевно, жизнеутверждающе.
В том же 1945 году художник закончил картину «Сенокос», прославляющую радость мирного труда. «Надо, чтобы человек эту непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно, — писал художник. — И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись».
Послевоенное творчество Пластова по-прежнему посвящено деревне. В 1951 году появилась его картина «Ужин трактористов».
Далеко не всегда Пластов в своих произведениях создавал масштабные образы природы, но она обязательно присутствует в них. И это придаёт многим его картинам лирическое звучание. Красоту и жизненную силу своих героев он раскрывает именно через связь с ней. Ярким примером служит картина «Весна» (1954). На ней в предбаннике деревенской баньки изображена девушка, которая одевает младшую сестрёнку. Жанровый мотив трактован художником в лирическом плане, на конкретно-бытовом уровне он возвращается к вечным темам красоты человека и его гармоничной связи с окружающим миром, хотя красота его героини вовсе не идеальная, а окружающий мир — это всего лишь бревенчатый предбанник, пол которого устлан соломой, и кусочек серенького неба, в котором медленно кружатся и падают легкие редкие снежинки.
Ещё более бесхитростный образ создал Пластов в картине «Первый снег» (1946). На ней двое малышей на крылечке встречают приход зимы, радуются первому снегу. Снег покрыл землю, лёг на крыши домов, и всё вокруг сказочно преобразилось.
Примечательно, что почти на каждом из полотен Пластова есть дети. И саму жизнь, природу передаёт художник не только от собственного лица, но и от лица его маленьких героев. Через их непосредственное, чистое восприятие мира. Пластов вместе с детьми смотрит на всё глазами первооткрывателя. Отсюда особо лирическое звучание его картин.
Полнота бытия, серьёзность и добросовестность в работе, юношеская, даже какая-то детская влюблённость в каждую деталь природы, в птицу, в цветок, в букашку — вот что поражает в Пластове. Безграничное уважение к жизни, к труду людей. Работают в поле, на пашне, на скотном дворе его герои — и там же работает сам художник, влюблённый в русскую землю, в русских людей.