Владимир Егорович Маковский — русский художник-передвижник, один из крупнейших бытописателей России второй половины XIX века. Все свои симпатии он отдавал бедным людям, и поэтому его творчество способствовало укреплению и развитию гуманистических традиций русской художественной культуры.
Если собрать вместе героев его картин, то можно населить ими целую губернию. Здесь, по словам В.Стасова, «дворники, купцы, мещане, дети, чванливые и глупые генеральши в отрепьях, перебивающиеся кое-как отставные военные и чиновники, невинные глупые барышни и горничные». К этому перечню можно добавить студентов, крестьян, солдат, нищих, бродяг, полицейских, приставов. Ни одна выставка товарищества передвижников, начиная со второй и до сорок пятой, не проходила без произведений В.Е.Маковского; только на этих выставках он показал несколько сот картин. Это целый мир созданный кистью одного художника.
Картины Маковского, как правило, небольших размеров, написаны тщательно, имеют ясный и доходчивый сюжет, на них мы видим достоверные типы и характеры. Наиболее известные среди картин — «Посещение бедных», «Свидание», «На бульваре», «Вечеринка», «Варят варенье», «Любители соловьёв», «Друзья-приятели».
Вот картина «Свидание». Попробуем представить себе судьбу крестьянского мальчика, одного из главных героев картины. Очевидно, семья осталась без кормильца и мать не в состоянии прокормить всех детей. Единственный выход — поклониться хозяину какой-нибудь мастерской, сапожной, слесарной или столярной, может, и возьмёт он мальчонку в ученики. Так она и сделала. Сына взяли в ученики. Казалось бы, можно радоваться, но материнское сердце болит: как-то там в чужих людях её сыночку живётся? И вот мать пришла из деревни глядеть на сына. В холодных сенях, куда пустил её хозяин мастерской, она присела на лавку. Устала; идти пришлось пешком. Рядом у бочки с водой, стоит её посошок, на полу лежит тощая котомка. Гостинцев сыну купила один белый калач. Мальчик стоит перед ней несчастный, босой, в грязной рубахе, в рваном фартуке. Он жадно вцепился в калач зубами. Мать пригорюнилась, глядя на сына. Свидание… Как мало, однако, напоминает радостную встречу матери с сыном сцена, нарисованная В.Е.Маковским.
Свою картину художник построил как небольшой рассказ. В нём всего два действующих лица. Главное в этой картине — не бытовая ситуация, а то, что через внутренне состояние своих героев художник раскрывает их печальную участь. Серо-коричневый колорит помогает передать то грустное настроение, которое пронизывает картину.
В маленьком герое картины «Свидание» зрители часто «узнают» персонаж картины Чехова «Ванька», написанного в 1886 году, то есть через три года после появления картины В.Е.Маковского. Безусловно, между картиной и рассказом существует большое внутренне родство, их авторы хорошо знали современную им русскую жизнь.
Как художник-жанрист В.Е.Маковский в целом ряде произведений выражал гнев и возмущение по поводу страданий и унижений, переживаемых простыми людьми, своё сочувствие и уважение к этим людям.