Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в семье служащего. Потеряв в детском возрасте отца и мать, Левитан вынужден был сам добывать себе средства к существованию. Его детство было настолько тяжёлым, что он впоследствии старался никогда не вспоминать о нём.
Двенадцати лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и вскоре стал привлекать внимание всей школы своими работами. И в классах училища, и во время летних каникул Левитан работал много, упорно, хотя всё ему давалось легко. Его учителя А.К.Саврасов и В.Д.Поленов помогали ему расти с каждым годом.
Уже в ранних ученических работах проявилось свойственное Левитану поэтическое восприятие природы. В 1879 году он написал картину «Осенний день. Сокольники». Картина была представлена на выставку, и её приобрёл П.М.Третьяков для своей галереи. А было художнику тогда только 19 лет.
Левитан входит в русскую живопись как мастер «пейзажа настроения».
Одна из самых значительных страниц биографии Левитана — его дружба с Чеховым. Чехов и Левитан — ровесники. Они познакомились в начале 80-ых годов. Лето 1885 года вместе провели в деревне Бабкино. Это лето было очень плодотворным для обоих, как, впрочем, и все годы их дружбы. Художник создаёт картину «Берёзовая роща», «Первая зелень», «Май». Самое простое и обыденное он сумел показать необыкновенно лирично и трогательно.
Новый период в творчестве Левитана начинается с середины 1980-х годов. Он пишет ряд выдающихся произведений, стоящих в одном ряду с шедеврами русской пейзажной живописи. Это жизнеутверждающее произведение «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода» и др.
«Золотая осень». Белые стволы и глянцевые листья берёз. Праздничная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. Праздник золота и синевы! Бодростью заряжает нас этот погожий осенний день. Но где-то в глубине души грусть от того, что вскоре кончится праздник, а за ним придёт белый зимний сон. Правда, грусть эта светлая, ведь мы знаем, что потом снова будут зелень и голубизна, потому что природа вечна и всегда прекрасна.
Русская природа была единственной темой всех произведений Левитана. За границей природа не увлекала его, не вдохновляла на творчество. С какой любовью он писал родные овражки, перелески, полянки! В его пейзажах ожило скромной очарование русской природы.
В 1898 году Левитан начал преподавать в училище, в котором учился сам. Он мечтал сделать Дом пейзажа — большую мастерскую, в которой работали бы все русские пейзажисты. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. Он говорил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами.
В 1899 году, накануне Нового года, Левитан приехал в Крым к Чехову. Писатель поведал художнику, как тоскует он на берегу синего моря по речке, по берёзовой роще. Левитан попросил кусок картона и принялся за работу. Он написал широкий луг и на нём тёмные стога скошенного сена. Над землёю между стогами тянется белый туман, вдали чернеет лес. Над лугом — луна, которая освещает землю и макушки стогов. Левитан уехал, а его картина «Сумерки. Стога» осталась в кабинете Чехова на память.
Свою последнюю большую картину художник назвал «Озеро. Русь». На ней широкая гладь воды отражает облака, освещённые солнцем, на дальнем берегу поля, деревушка, купол церкви. Полный света и воздуха пейзаж вызывает радостное настроение. Картина несёт в себе жизнеутверждающий заряд. Трудно поверить, что такую картину написал смертельно больной художник.
Творчество Левитана — это целая эпоха пейзажной живописи. Его наследие огромно: акварели, живописные полотна, пастели, графика, иллюстрации. «Поэтом русской природы» справедливо называли Левитана современники. «Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже — его душу, его очарование», — писал художник М.В.Нестеров.
Левитан всю свою жизнь стремился сделать пейзаж эмоциональным и поэтичным, выразить в нём мечту о достойной человека прекрасной жизни. И это удалось ему в полной мере.