Борис Михайлович Кустодиев родился 23 февраля 1878 года в Астрахани. Мать его происходила из купеческой семьи, отец был преподавателем русского языка в гимназии. Мальчик очень рано заинтересовался рисованием. Когда Боре было 9 лет, в Астрахань приехала выставка передвижников. Борис увидел картины своего будущего учителя И.Е.Репина, В.Г.Перова, И.Н.Крамского, В.И.Сурикова. С тех пор живопись завладела его душой.
В шестнадцать лет он стал брать уроки рисования у П.А.Власова, превосходного педагога, незадолго до этого окончившего Академию художеств. Кустодиев считал, что от Власова он получил всё необходимое для того, чтобы стать художником. После смерти отца семья оказалась в бедственном положении. Кустодиев начал учиться в духовной семинарии.
Но осенью 1896 года, не закончив семинарии, он уехал в Петербург и поступил в академию художеств, где успешно учился, совершенствуясь в мастерской И.Е.Репина. В те годы его особенно привлекал портретный жанр. Под руководством Репина он участвует в написании огромной картины «Торжественное заседание Государственного совета». Правая часть картины была написана Кустодиевым совершенно самостоятельно. Репин предоставил молодому художнику полную свободу, видя, как блестяще он овладел широкой декоративной манерой письма и умением проникнуть в сущность тех людей, чьи портреты возникают на холсте.
От Репина и передвижников Кустодиев уяснил, что искусство живописи прежде всего должно быть содержательным. Этюдность была ему чужда, он всегда тяготел к созданию картины.
В качестве стипендиата Академии художеств Кустодиев в 1903 году выехал за границу. Побывал во Франции, в Испании, посетил там крупнейшие музеи, копировал Веласкеса. Вернувшись в Петербург, он написал много портретов, жанровых картин, таких как «Утро» (1904), «Японская кукла» (1908), поражающих свежестью восприятия жизни, чистотой тонов и воздушностью.
В период первой русской революции Кустодиев принимает участие в создании сатирических журналов того времени «Жупел» и «Адская почта».
С 1905 года Кустодиев серьёзно и углублённо работает над жанровой картиной. Начинается формирование его собственного стиля. Художник переходит к более гладкой и плавной манере письма, пишет красочные и пёстрые по колориту картины, в которых поэтизирует народный быт. С особенным увлечением изображает он шумные народные гулянья, пестрые ярмарки, сцены из купеческой жизни. Таковы его известные произведения «Праздник в деревне» (1907), «Ярмарка» (1906) , «Деревенский праздник» и другие.
В 1911 году Кустодиев примыкает к эстетической группировке «Мир искусства». Использование приёмов стилизации и пристальный интерес к историческому прошлому сближают художника с этой организацией. Но в противовес аристократизму «Мира искусства» Кустодиев обращается к образам народного творчества, к орнаменту и декоративному примитиву, сохраняя в основе трактовки образа реалистические тенденции.
В 1911 году Кустодиев тяжело заболел, у него появились симптомы туберкулёза позвоночника. Долгое время он занят лечением своего недуга, подолгу живёт за границей. С 1916 года паралич ног приковал художника к креслу. Только колоссальная воля и упорство помогли Кустодиеву не упасть духом.
В годы болезни художник, не покидая мастерской, создал большую часть своих произведений, притом самых значительных и оптимистических. От изображения частных, случайных эпизодов Кустодиев переходит к обобщению жизненных явлений. Замыслы его приобретают широту и большую идейную значимость. Описательная сторона в его произведениях приобретает социальную выразительность. В 1915 -1918 годах появляются такие выдающиеся картины. Как «Балаганы», «Масленица», «Московский трактир» и др. Из-под кисти художника выходят и знаменитые образы румяных, светлокудрых красавиц «Красавица», «Купчиха за чаем».
Работая над декорациями к спектаклю «Вражья сила», Кустодиев решил написать портрет Фёдора Ивановича Шаляпина. Иногда вместе с Шаляпиным к Кустодиеву приходил Максим Горький. Художник, писатель, артист — все трое родились на Волге. Сколько сразу оживало воспоминаний, рассказов о Волге, сколько песен пелось! Художник запечатлел Шаляпина на фоне весёлой ярмарки, где мчатся сани, вертится карусель. Артист стоит на снежном пригорке, возвышаясь над ярмарочным балаганом.
Кустодиев очень любил атмосферу праздника. Он часто говорил своим друзьям и близким, что в праздничных обрядах, обычаях русского народа проявляется его талантливость, национальное своеобразие в понимании красоты.
До конца жизни Кустодиев был полон творческого воодушевления, стремился приблизить своё искусство к темам современности, сетовал, что художники пропускают мимо себя жизнь, не отражая интересных деталей быта, которые могут быть в дальнейшем утрачены.
Художник был прикован к постели 9 лет. Он не мог ходить, стоять, но он не мог не работать. Рисовал маслом, писал акварелью, резал гравюры, делал иллюстрации, эскизы театральных декораций. Страдания, боль, физическая немощь оставались с художником, а людям он открывал мир, наполненный гармонией, счастьем и красотой. «Не знаю, — писал художник незадолго до своей смерти, — удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».
26 мая 1927 года Кустодиев скончался. Смерть его была тяжёлой утратой для отечественного искусства. Но с нами осталось его оригинальное, приподнятое, красочное творчество — праздник России, праздник русской живописи.