Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште. В 1876 году семья Грабаря переезжает в Россию.
Ещё в раннем детстве началось увлечение мальчика рисованием. После окончания лицея Грабарь поступает в Петербургский университет на юридический факультет. Но занятий живописью не оставляет. В 1894 году он поступает в Петербургскую Академию художеств, а в 1896 году едет в Европу, где знакомится с западноевропейским искусством, увлекается импрессионизмом.
В 1901 году художник возвращается в Россию. Он много работает. Из-под его кисти выходят пейзажи, открывшие новую страницу в русской живописи. В 1903 году он пишет картину «Сентябрьский снег», которую зрители встретили восторженно, увидев в ней поиски новых возможностей в изобразительном искусстве.
Грабарь умел найти в будничных мотивах настоящее богатство красок. Художник вспоминает, как он писал картину «Мартовский снег»: «Я писал с таким увлечение и азартом, что швырнул краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары».
Одно из лучших полотен художника — «Февральская лазурь». Эта картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим небом.
Тонкостью передачи природы отличаются этюды серии «День инея». Кажется почти чудом, чарующей сказкой русской зимы его картина из этой серии «Иней. Восход солнца».
Путь Грабаря-художника переплёлся с деятельностью учёного, исследователя искусства. В 1910-1914 годах вышли в свет несколько томов «Истории русского искусства». Грабарь был инициатором создания, редактором и автором многих разделов этого труда. Многое из того, что Грабарь задумал как отдельные очерки о художниках, впоследствии легло в основу монографий о Серове, Левитане, Репине.
В 1920 году Грабарь организовал экспедицию по Северной Двине и вдоль побережья белого моря. Художника покорила природа этих мест, её торжественное спокойствие и степенная красота. На берегах Двины он написал картину «Сийский монастырь».
В начале 30-х годов Грабарь задумал серию портретов известных деятелей литературы и искусства. В портрете композитора С. С. Прокофьева художник сумел передать его внутреннюю озарённость в минуты творческого подъёма.
Наиболее ярко талант Грабаря-портретиста ощущается в картине «Автопортрет в шляпе». Ему удалось мастерски передать характер, настроение творческой личности.
«Свою благословенную профессию мы должны любить страстно и нежно, до самозабвения, как лучшую и единственную на свете», — писал Грабарь. Так он к ней относился. Так он работал: страстно и самозабвенно. Эти его слова воспринимаются как завет молодым художникам.