Цели
- Дать историческую информацию о России.
- Учить понимать свою принадлежность к своей Родине, радоваться, любить и сострадать вместе с ней.
- Воспитывать потребность сыновнего отношения к своему Отечеству.
Учебник
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение, 2010.
Формы и виды деятельности
- Беседа
- Комментированное чтение
- Устный рассказ на тему
- Работа с иллюстративным материалом
- Самостоятельная работа с источниками информации
- Творческие задания
- Подготовка творческой беседы с членами семьи
- Участие в учебном диалоге
Оборудование
Компьютер, проектор, тесты, презентация
Основные термины и понятия
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
Ход урока
1Организация деятельности учащихся
Слышите, звенит звонок?
Начинается урок!
2Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика учебного пособия
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?
Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Мы не можем выбрать своих родителей. Мы не можем выбрать язык, на котором мама пела нам колыбельные песни. Мы не можем выбрать Родину.
Сначала мы появляемся на свет. Потом узнаём, что наша Родина зовется Россия. Что она — самая большая страна в мире. Что Россия — страна с древней историей.
С первых дней нашей жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды к нам приходит понимание, что кроме наших домов, двора, улицы, района, города, есть еще Моя Страна.
Это миллионы людей, которые лично не знакомы с нами. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чём-то зависим друг от друга.
Пятьдесят пять лет назад над землей взлетел один никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу страну. И теперь мы с гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.
Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Общая земля. Общая история. Общие законы. Вера.
3Беседа с учащимися. Примерный план
Презентация «Россия — наша Родина»
Чтобы просмотреть презентацию в полноэкранном режиме, кликните на двунаправленную стрелку в правом верхнем углу кадра!
Содержание презентации
Как называется страна, в которой мы живем?
Посмотрите на карту России.
Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России?
Какие города вам известны?
У России флаг трехцветный
Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.
Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали:
- белый цвет — благородство и откровенность;
- синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
- красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного «Флага Царя Московского».
Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи:
- Белой (белый цвет),
- Малой (синий цвет) и
- Великой Руси (красный цвет).
Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белыя России/Руси», символизируя единение великороссов, малороссов (украинцев) и белорусов.
Кроме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:
- белый цвет — цвет свободы;
- синий цвет — цвет Богородицы;
- красный цвет — символ державности.
Было также толкование этих цветов (подобно символике династического флага Романовых), как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:
- белый цвет — символ православной веры;
- синий цвет — символ царской власти;
- красный цвет — символ русского народа.
Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» — и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».
Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».
Интересной является и история герба России
В геральдике (науке о гербах) символы нашего герба имеют следующее значение:
А)красный цвет — неустрашимость, великодушие, любовь, огонь;
Б)золото — сила, богатство, могущество, справедливость;
В)орел — власть, прозорливость, великодушие;
Г)двуглавый орел — охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии;
Д)короны на гербе являются не только символами монархии (это значение они имели в царской России), сейчас их можно трактовать как символы трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной;
Е)скипетр — это символ защиты суверенитета;
Ж)держава — символ единства, целостности государства;
З)на груди орла — древнейший герб Москвы: всадник, поражающий змея, — это символ победы добра над злом.
Главная песня нашего государства — гимн
В истории России их было несколько. Не случайно первым гимном России стала Молитва.
Шли годы, менялись слова и музыка гимнов…
И вот мы гордимся успехами наших спортсменов, наблюдаем за вручением высших наград государства, с трепетом и уважением относимся к достижениям родины под торжественную мелодию Гимна Российской Федерации.
Гимн принято исполнять стоя.
Гимн в торжественных случаях
Кто является главой нашего государства?
Назовите столицу России, покажите ее на карте
Достопримечательности нашей страны
Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны?
Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?
Работа с портретами
Назовите известных вам героев России
Что вам известно о защитниках нашей родины?
Работа с портретами
Подведение итогов беседы
Мир, который нас окружает
Работа по учебнику
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся: стр. 4-5.
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).
Взаимосвязь духовного мира и человека
Культурные традиции
Духовные ценности
Работа с учебником
Но важнее всего — общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.
И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.
Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон — знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.
Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности — это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений.
Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья. Так происходит не только в семье, но и в обществе.
Ценности — это простые правила общественного поведения.
Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.
Откуда бы ни происходили ценности, все люди убеждены в их исключительной важности для жизни. Без ценностей жизнь человека обесценивается, теряет смысл.
Главная ценность России — люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека — семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.
Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.
Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.
Ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религиозные или светские традиции, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться со своей культурой. Жизнь России и каждого из ее граждан основана на многообразии и единстве великих духовных традиций. Внимательно изучай традицию своей семьи. Не забывай делиться полученными ценностями с другими людьми — чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Помни, что у разных людей могут быть разные святыни и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыни другого человека могут вначале казаться для тебя непонятными, но топтать их нельзя! Эти ценности ты откроешь для себя в будущем.
Весь купаясь в свете,
Пламя солнца целовал
На паркете.
Я случайно встал на круг
Солнечного блеска.
И заплакал мальчик вдруг
В три ручья, по-детски.
Что с тобою? — я спросил.
Он сказал: — Я видел,
Ты на солнце наступил,
Солнышко обидел.
Я его поцеловал
И теперь уж знаю:
Если на пол луч упал,
Я не наступаю.
(Александр Солодовников)
4Домашнее задание
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями
Вопросы к учащимся:
- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
- Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина.
- О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?
Закрепление основных понятий урока
Запись на доске терминов и понятий.
Задание на дом (по выбору учащихся):
1)Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.
2) Проведи интервью с членами семьи по вопросам:
- Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством?
- Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
- Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать?
- Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?
5Дополнительный материал к уроку
Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России
Объекты культурного наследия – шедевры человеческого гения
- Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, г. Санкт-Петербург, XVIII-XX вв.
- Архитектурный ансамбль Кижского погоста, республика Карелия, XVIII-XIX вв.
- Московский Кремль и Красная площадь, г. Москва, XIII-XVII вв.
- Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, гг. Владимир и Суздаль, Владимирская обл., XII-XIII вв.
- Ансамбль Ферапонтова монастыря, село Ферапонтово, Вологодская обл., XV-XVII вв.
- Ансамбль Новодевичьего монастыря, г. Москва, XVI-XVII вв.
Объекты культурного наследия
- Исторические памятники Новгорода и окрестностей, г. Новгород Великий, XI-XVII вв.
- Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова», Архангельская обл., XVI-XVII вв.
- Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, г. Сергиев посад, Московская обл., XV-XVIII вв.
- Церковь Вознесения в Коломенском, г. Москва, XVI в.
- Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль», г. Казань, XVI-XXI вв.
- Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента, республика Дагестан, VI-XIX вв.
- Исторический центр Ярославля, г. Ярославль, XVI-XX вв.
- Геодезическая дуга Струве (2 пункта), Ленинградская область (совместно с Норвегией, Швецией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией, Молдавией, Украиной)
- Архитектурно-исторический комплекс Булгар, г. Булгар, республика Татарстан, X-XV вв.
- Куршская коса, Калининградская обл. (совместно с Литвой)
- Древний город Херсонес Таврический и его хора, г. Севастополь, Крым, V в. до н.э. – XIV в.
Объекты природного наследия – феномены исключительной красоты и эстетической важности
- Озеро Байкал, Иркутская обл., республика Бурятия
- Вулканы Камчатки, Камчатский край
- Девственные леса Коми, республика Коми
- Плато Путорана, Красноярский край
Объекты природного наследия
- Центральный Сихотэ-Алинь, Приморский край
- Золотые Алтайские горы, республика Алтай
- Западный Кавказ, Краснодарский край, республика Адыгея
- Убсунурская котловина, республика Тыва (совместно с Монголией)
- Остров Врангеля, Чукотский автономный округ
- Ленские столбы, республика Саха
Уроки хорошие, спасибо! НО как пользоваться вашим сайтом. Невозиожно скачать и очень плохо открывается материал.
как скачать\
Грамотно!
Сайт по-прежнему не работает. Презентации не открываются и не скачиваются. Видит око…
К сожалению сайт находится в разработке, мы очень стараемся, но пока не успеваем всё загрузить.
Мне 10 лет и мне для призентации в 4класс очень подошла просто класс!И грамотно!
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как скачать презентацию?
Сайт замечательный! Много интересной и полезной информации! Очень хорошие разработки уроков! Но как скачать?
как скачать?
Спасибо за помощь
Пожалуйста!
Супер презентации!Спасибо!
спасибо!вы меня уже выручали и не раз!
Добрый день,Светлана. Ваши презентации просто находка. Спасибо Вам огромное. Только вот с 9 урока больше ничего не открываеся. Их больше нет? Или что-то с сайтом с тех.сороны?
С уважением,Ольга.